Конституционно-правовое регулирование публичных мероприятий в Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что наиболее важной категорией конституционных прав для существования демократического правового государства являются права, позволяющие гражданам законную возможность публично выражать свое мнение и настроение. В настоящие время политико-правовая ситуация в России характеризуется активным использованием гражданами инструмента публичных мероприятий, как способа выражения своих общественных интересов и настроений. При этом наблюдается стабильный рост числа этих мероприятий. Возрастает их конфликтность и протестная направленность. Это наблюдается в связи с важными политическими и государственными событиями, в том числе, в ходе подготовки, проведения и подведения итогов общегосударственных, региональных и муниципальных выборов. Возможности для участия в публичных мероприятиях большого количества людей, использования ими враждебных форм выражения интересов объясняют особую уязвимость публичных мероприятий к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, что вынуждает правительство России к ужесточению законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИ 12
1.1. Развитие конституционно-правового регулирования публичных мероприятий 12
1.2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий 23
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ 28
2.1 Классификация и основные виды публичных мероприятий 28
2.2 Нормативно-правовое регулирование проведения публичных мероприятий 43
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 50
3.1 Актуальные проблемы в сфере обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий 50
3.2 Актуальные проблемы в определении, классификации и формах публичных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 08.07.2020, № 148 (8202).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.05. 2006. № 19. Ст. 2060.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6602.
Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.
Федеральный закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.
В свою очередь, на основе критерия особенностей используемых в ходе публичных мероприятий средств внешнего выражения интересов публичные мероприятия, связанные с обсуждением общественно значимых вопросов, публичные мероприятия, не сопровождающиеся обсуждением общественно значимых вопросов, и каждый из указанных выше видов сложносоставных публичных мероприятий можно подразделить на публичные мероприятия, участники которых используют исключительно вербальные средства выражения общественных интересов (2.1.1 – собрания; 2.2.1 – пикетирования; 2.3.1.1; 2.3.2.1), и публичные мероприятия, участники которых используют как вербальные, так и невербальные средства выражения общественных интересов (2.1.2 – митинги; 2.2.2; – пикетирования; 2.3.1.2; 2.3.2.2). Систему публичных мероприятий, не сопровождающихся обсуждением общественно значимых вопросов, а также сложносоставных публичных мероприятий на основе указанного выше критерия также образуют публичные мероприятия, участники которых используют исключительно невербальные средства выражения интересов (2.2.3 – пикетирования; 2.3.1.3; 2.3.2.3). Невербальные средства выражения общественных интересов составляют средства наглядной агитации, используемые в качестве средств выражения интересов предметы (противогазы в знак протеста против загрязнения окружающей среды и т.п.), элементы внешнего вида участников (заклеенные рты как средства выражения протеста против цензуры средств массовой информации и т.п.), бездействие (отказ от приема пищи в знак протеста против пыток в органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.п.), действия (формирование «живой» изгороди из людей, препятствующей доступу к лесу в целях его вырубки; публичное нанесение мелом на асфальт протестных надписей; запуск голубей в небо в знак протеста против военного конфликта и т.п.).
В зависимости от уровня формирования общественного интереса, выражаемого в ходе проведения публичного мероприятия, справедливо выделять:
1) публичные мероприятия, участники которых выражают интересы по вопросам общегосударственного значения;
2) публичные мероприятия, проводимые по вопросам региональной значимости;
3) публичные мероприятия, связанные с выражением муниципальных общественных интересов;
4) публичные мероприятия, участники которых выражают частные интересы.