Государственная служба в Японии
Введение
Для укрепления правовых основ отечественного правового государства одно лишь желание улучшить показатели работы государственного аппарата при помощи хаотичного принятия любых законов, очевидно, является недостаточным. Требуется, чтобы в стране были приняты научно-обоснованные и практически применимые актуальные нормы, которыми бы осуществлялось правовое регулирование всего комплекса государственных служебных отношений, но в той мере, в которой такую потребность испытывает правоприменительная практика. Государственная служба представляет собой один из важнейших институтов, который заслуженно получил статус «локомотива » по обеспечению движения механизма государственного управления в рамках системы административного правового регулирования. Всё больше стран в ходе своего развития приходят к понимаю того, что парадокс государственного управления состоит в том, что, чем больше свободы участия граждан в социальной жизни, тем больше она нуждается в организации. Поскольку всё больше упрощается доступ к участию граждан в принятии решений, они могут участвовать в государственном управлении более активно, следовательно, количество проблем и участников увеличивается. Государство является единственным актором, который может агрегировать все интересы в управлении с общими проблемами. Возникает проблема комплексного государственного управления. Для администрации она превращается в проблему нового мышления, требующую комплексных подходов, учета большого числа дополнительных параметров. В поисках решения подобных проблем разрабатываются альтернативные подходы к государственному управлению.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Институт государственной службы в Японии 5
1.1 Сущность государственной службы как таковой 5
1.2 Отличительные черты японской государственной службы 11
Глава 2. Проблемы современной государственной службы Японии 22
Заключение 32
Библиографический список 36
Библиографический список
1. Акутова, Л. И. Понятие и признаки государственной службы / Л. И. Акутова. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 121-123. — URL: https://moluch. ru/archive/231/53635/ (дата обращения: 02.02.2022).
2. Башурина, Е. Пожизненный наем и сверхурочные часы: что такое «кароси » и почему в Японии умирают от переработок / Е. Башурина. — Текст: электронный // Forbes: [сайт ]. - 2021. - URL: https: //www.forbes. ru/forbeslife /428149-pozhiznennyy-naem -i-sverhurochnye -chasy-chto -takoe-karosi -i-pochemu -v-yaponii (дата обращения: 07.02.2022).
3. Белевич, А.А. Японская модель ротации государственных служащих / Белевич А.А. — Текст: электронный // Социология. - 2019. - №1. - URL: https://cyberleninka. ru/article /n/yaponskaya-model -rotatsii-gosudarstvennyh -sluzhaschih (дата обращения: 02.02.2022).
4. Войтович, В.Ю. Государственная служба: учебное пособие. Ч. 1 / В. Ю. Войтович; ГОУ ВПО РПА Минюста России Ижевский юридический институт (филиал ). – Иж.: ИжЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2006. – 224 с. - Текст: непосредственный.
5. Ганибаева, А. Р. Антикоррупционная политика в системе государственной службы Японии / А. Р. Ганибаева. - Текст: непосредственный // Российская экономика в условиях современного кризиса:проблемы и пути выхода : сборник материалов научно -практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается, Казань, 02–03 декабря 2016 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "Школа ", 2016. – С. 151-153.
6. Герменчук, В. В. Государственная служба Японии: у истоков "японского чуда". - Текст: непосредственный // Проблемы управления (Минск ). – 2005. – № 2(15). – С. 134-138.
7. Кузьменкова, В. Н. Особенности государственной службы в Японии / В. Н. Кузьменкова. - Текст: непосредственный // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир : V Международная научно -практическая конференция, Санкт-Петербург, 04 декабря 2014 года / Под общей редакцией В.Н. Скворцова; ответственный редактор Н.М. Космачева. – Санкт -Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. – С. 31-36.
8. Мелкумов, Я. Дар убеждений: как Япония победила коронавирус / Я. Мелкумов. — Текст: электронный // Forbes: [сайт ]. - 2021. - URL: https: //www.forbes. ru/obshchestvo /420657-dar-ubezhdeniy -kak-yaponiya -pobedila-koronavirus (дата обращения: 02.02.2022).
9. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. Ст. 2063.
Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 58-ФЗ: [принят Государственной думой 25 апреля 2003 года: одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года ]. - Москва: Кремль, 2003. - 22 с. - Текст: непосредственный.
10. Ставропольский, Ю. В. Государственное управление, самоуправление и государственная служба в Японии / Ю. В. Ставропольский. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества : сборник докладов по итогам V Международной научно -практической интернет -конференции, Тула, 22 мая 2019 года. – Тула: Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА, 2019. – С. 347-350.
11. Филиппов, В. В. Правовые меры противодействия коррупции в сфере государственной службы Японии. - Текст: непосредственный // Власть и управление на Востоке России. – 2016. – № 2(75). – С. 127-133.
12. Храмцова, И. А. Государственная служба в Японии / И. А. Храмцова, А. А. Селиванова, В. М. Кузьмина. - Текст: непосредственный // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 4-й Международной научно -практической конференции: в 2-х томах, Курск, 25–27 декабря 2014 года / Ответственный редактор: Горохов А.А. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга ", 2014. – С. 247-249.
13. Шурыгин, Ф. Ф. Японский опыт противодействия коррупции / Шурыгин Ф. Ф. — Текст: электронный // Исследования молодых ученых: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 49-51. — URL: https://moluch. ru/conf /stud/archive /380/16014/ (дата обращения: 02.02.2022).
В первую очередь закон предусмотрел сдачу претендентами на место государственного служащего серьезного экзамена, проверяющего его знания, навыки, психологическое состояние. Это условие преследует определенную цель: не допустить к службе претендентов, не обладающих достаточной профессиональной квалификацией, исключить поступление на службу лиц, использующих свои родственные или дружественные связи, движимых корыстными мотивами. Перемещение на должность выше так же ограничено определенными условиями: во-первых, существует период времени (два-три года ), в течение которого каждый служащий обязан отработать на своем месте, благодаря чему возможно оценить его заслуги и способности для дальнейшего принятия решения по его повышению по служебной лестнице, во-вторых, вырасти по карьерной лестнице нельзя выше, чем на одну ступень. Для того, что перейти на должность начальника управления министерства и выше, необходимо также пройти экзаменационное испытание, соответствующее требованиям должности. Существует еще один нормативно-правовой акт, который устанавливает столь же важные условия несения службы на государственной должности - Закон от 13 августа 1999 г. №129 «Об этике государственной службы ». Данный закон в статье 5 обязывает всех служащих, занимающих должность помощника директора (руководителя) управления и выше, при получении денег, вещей, предметов, услуг или при предоставлении им развлечения стоимостью 5 000 иен и выше от юридического или физического лица, с которым чиновник поддерживает служебные отношения в связи с исполнением должностных обязанностей, в течение 14 дней информировать о факте подобного получения своего руководителя с тщательным описанием всех обстоятельств (наименование полученного, дата получения, описание подарка и т. д.) и Совет этики государственной службы, который в силу своих полномочий проводит проверку законности получения подарка и выясняет наличие коррупционной составляющей в деятельности чиновника. В случае сокрытия получения подарка чиновник тем самым совершает деяние, являющееся правонарушением, наказуемым в дисциплинарном или уголовном порядке в зависимости от тяжести совершенного.