Совет федерации федерального собрания РФ: порядок формирования, формы деятельности, компетенция
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Возрождение парламентаризма в постсоветской России связано со становлением и деятельностью Федерального Собрания Российской Федерации. Его появление как общероссийского законодательного (представительного) органа государственной власти стало результатом изменения политической системы в 1993 г. Впервые как название высшего представительного органа термин «федеральное собрание» прозвучал в президентском проекте новой Конституции РФ, представленном на заседание Конституционного совещания в мае 1993 г.
Но реальная основа для создания Федерального Собрания появилась только после Указа Президента РФ №1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ» .
Фундаментальной базой в формировании законодательной власти явилась Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Прежняя политическая система была отвергнута, началось создание президентской республики с иным типом политических отношений и институтов, ценностей и норм. В Конституции нашли отражение такие распространенные политические теории, как теории правового государства, разделения властей, парламентаризма и федерализма. Именно с реализаций основных принципов этих теорий началась история становления Федерального Собрания как общероссийского законодательного (представительного) органа государственной власти .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Совет Федерации Федерального Собрания РФ как часть Федерального собрания 6
1.1 История развития Совета Федерации Федерального Собрания РФ, как верхней палаты российского парламента 6
1.2 Формирование Совета Федерации 10
2 Место и роль Совета Федерации федерального собрания рф в системе органов государственной власти РФ 14
2.1 Порядок формирования и структура Совета Федерации Федерального Собрания РФ 14
2.2 Формы деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ 16
2.3. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ 21
2.4 Основы взаимодействия Совета Федерации с Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Правительством РФ и органами судебной власти РФ 24
Заключение 26
Список использованных источников 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон " от 22.12.2020 N 439-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85601/(дата обращения: 08.03.2022)
3. О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85601/(дата обращения: 08.03.2022)
4. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733/ (дата обращения: 08.03.2022)
5. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание - парламент России / С.А. Авакьян. - М., 2016. - 308 с.
6. Баранов, В.М. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / В.М. Баранов. - Нижний Новгород, 2001. - 544 с.
7. Булаков, В.И. Организационная функция в деятельности Совета Федерации / В.И. Булаков // Право и политика. - 2003. - №9. - С. 59 - 65.
8. Булаков, О.Н. Парламентское право: учебное пособие / О.Н. Булаков, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юриспруденция, 2017. - 128 с.
9. Быков, С.В. Процедура формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: федеральное и региональное регулирование / С.В. Быков // Современное право. - 2006. - №6. - С. 60 - 64.
10. Горбуль, Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации / Ю.А. Горбуль // Журнал российского права. - 2004. - №6. - С. 27 - 35.
11. Гранкин, И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №6. - С. 24 - 28.
12. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2016. - 132 с.
13. Колюшкин, Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ / Е.И. Колюшкин // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №4. - С. 7 - 14.
14. Конюхова, И.А. Проблемы реализации Федерального Закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» / И.А. Конюхова // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - №4. - С. 18 - 25.
15. Крашенинников, П.И. Федеральный законотворческий процесс / П.И. Крашенинников. - М.: Статус, 2017. - 125 с.
16. Кутафин, О.Е. Государственное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин. - М., 2016. - 65 с.
17. Любимов, А.П. Парламентское право России: учеб. пособие / А.П. Любимов. - М.: Маркетинг, 2016. - 368 с.
18. Полуян, Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти / Л.Я. Полуян // Аналитический вестник. - 2002. - №2. - С. 35 - 39.
19. Степанов, И.М. Парламентское право России: учеб. пособие / И.М. Степанов, Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2016. - 392 с.
20. Чиркин, В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. - М., 2017. - 78 с.
21. Портал Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Режим доступа – http://council.gov.ru/activity/anniversary/about/ (дата обращения 09.03.2022)
Совет Федерации представляет интересы регионов на федеральном уровне законодательной власти Важной формой этой работы является проведение Дней Совета Федерации в регионах и Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации. В проведении мероприятий принимают участие руководители и представители региональных органов государственной власти, руководители и представители федеральных органов государственной власти, члены Совета Федерации, эксперты, ученые. В рамках этих событий проводятся научно-практические конференции, «круглые столы», дискуссии по актуальным проблемам парламентаризма, государственного строительства, законодательной практики, по их итогам принимаются рекомендации и иные документы. Все это открывает широкие возможности для пропаганды идей парламентаризма, помогает знакомить население с деятельностью Совета Федерации и региональных органов государственной власти, помогает членам верхней палаты находить эффективные законодательные решения проблем социально-экономического развития субъектов Федерации. В целях реализации внешнеполитического курса Российской Федерации Совет Федерации ведет активную международную деятельность.