Интерактивные технологии как средство формирования финансовой грамотности младших школьников

Скачать магистерскую диссертацию на тему: Интерактивные технологии как средство формирования финансовой грамотности младших школьников. В работе представлены основы формирования финансовой грамотности младших школьников с использованием интерактивных технологий, а также проводится опытно-экспериментальное исследование финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивных технологий.
Author image
Dima
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.08.2023
Объем файла
171 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Международная практика показывает, что «в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные изменения в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором таких преобразований выступает государство путем утверждения стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, государственных и частных организаций и иных заинтересованных сторон» [ REF _Ref71879687 \r \h 20, c. 23].
Разработка и утверждение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой финансовой грамотности младших школьников с использованием интерактивных технологий 7

1.1. Понятие интерактивных технологий и их использование в обучении младших школьников 7

1.2. Особенности финансовой грамотности младших школьников 12

1.3. Педагогические условия формирования финансовой грамотности младших школьников 18

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивных технологий 28

2.1. Организация и проведение исследования финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивных технологий 28

2.2. Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивных технологий 35

2.3. Анализ и интерпретация экспериментального исследования по формированию финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивных технологий 42

Выводы по второй главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аджикова А. С., Ашхотов А. М., Бисакаева М. А., Гукасова Н. Р. Интерактивные методики обучения финансовой грамотности в начальной школе // Вестник экспертного совета. —2017. — № 3 (10). — С. 56.Алеева Ю. В. Опыт работы по совершенствованию финансовой грамотности детей, оставшихся без попечения родителей / Ю. В. Алеева, А. Н. Логинов // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 3(82). — С. 286–287.Бакланова Г. С. Я и финансы // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2019. — № 5 (13). — С. 24–28.
Барынина И. В. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Барынина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2020. — № 2–2. — С. 11–20.Бежбармакова Э. В. Воспитание делового человека на уроках экономики в начальной школе // Воспитание школьников: теорет. и науч.- метод. журн. — 2013. — № 6. — С. 50–56.Герасимов А. Финансовый ежедневник. Как привести деньги в порядок. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. —– 167 с.
Гершунский Б. С. Философия образования. — М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 432 с.Гичева Н. В. Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономических сказок / Н. В. Гичева // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 01 апреля 2020 года / Мининский университет. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. — С. 93–96.
Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами / пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2006. — 224 с.Горная Т. И. Формирование финансовой грамотности детей школьного возраста в семье // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — №10–1. — С. 128–131.
 

Из таблицы 5 мы видим, что каждое из отобранных нами методик направлены на формирование показателей, и соответственно критериев, выбранных нами в начале нашего исследования. Рассмотрим подробнее подобранные нами методики формирования.

Одной из эффективных методик обучения детей является кейс-метод. Кейс-метод очень редко используется при обучении детей в начальной школе, так как составление заданий для кейсов вызывает определенную трудность у учителей.

Но именно в возрасте 7–11 лет рассмотрение и изучение реальных случаев из практики (кейсов) позволяет преодолеть трудности в обучении, сформировать у детей высокую мотивацию к учебе, так как младшие школьники видят, каким образом они могут применять полученные знания и навыки в реальных житейских ситуациях.

Поэтому мы предлагаем обучающий практический кейс (см. Приложение 1) [1], целью которого является формирование финансовой грамотности младших школьников.

Кейс включает в себя восемь ситуационных задач, которые затрагивают вопросы ценообразования, накопления средств, способов покупки, экономии денег и элементов производства.

Тематические задачи могут быть интегрированы в структуру уроков математики для 2–4 классов. Работа с кейсом может проходить как в мини-группах, так и при работе со всем классом, также кейс может быть выдан в качестве домашнего задания.

В заключение отметим, что при работе с кейсом школьники приобретают навыки финансового мышления, отрабатывают такие навыки, как решение задач по частям, действия над многозначными числами, а также учатся мыслить вне привычных рамок, анализировать информацию и выявлять ключевые проблемы.