Презентации политических лидеров СССР 1930-х и РФ начала 21 в. на агитационных плакатах (семиотический анализ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В современном мире возрастает роль визуальных репрезентаций. Одним из видов репрезентаций является плакат.
Плакат является продуктом творческой проработки информации. До появления массового телевидения и интернета плакат был одним из инструментов политической коммуникации, оказывал воздействие на влиятельных субъектов политике, на массовое сознание.
В современном мире роль плаката стала менее значимой. Тем не менее, политические лидеры пользуются этим средством наглядной аггитации в предвыборной компании.
Плакат (нем. plakat — налепить, приклеить) это сложносоставной текст, в котором присутствуют как художественные знаки, так и не художественные, как вербальные, так и невербальные.
Содержание
Введение………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Политическая реклама и плакат
1.1 Политическая реклама : предмет ,структура, функции……………… 6
1.2 Особенности плаката как жанра политической рекламы……………….. 9
1.3. Символика советского плаката …………………………….…………… 15
Глава 2. Методы анализа плаката
1.1 Семиотический анализ……………………………………………………. 19
2.1 Теория П. Штомпки……………………………………………………….. 20
Глава 3. Репрезентации политического лидера на плакатах (СССР 1930-х и РФ начало 21в.)
3.1 Репрезентация Иосифа Сталина на плакатах (СССР 1930-х)……………………………………………………………………………….. 22
3.2 Репрезентация Владимира Путина на плакатах (РФ начало 21 века)……………………………………………………………………………. 29
3.3 Анализ выразительных средств на плакатах (СССР 1930-х и РФ начало 21в.)…………………………………... ………………………………… 37
Заключение……………………………………………………………… 40
Список источников и электронных ресурсов………………………… 42
Приложения
Список источников и электронных ресурсов
1. Ажеж, К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. Б. П. Нарумова. М. : Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
2. Барт, Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды : статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2004. С. 378—393.
3. Бейкер, М. Атомы языка: грамматика в темном поле сознания / пер. с англ, под ред. О. Митрофановой. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 272 с.
4. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / пер. с фр. Ю. Н. Караулова и др. М. : Прогресс, 1974. 448 с.
5. Бодрийяр, Ж. Симуляция и симулякры / пер. с фр. А. С. Качалова. URL: http://lit.lib.rU/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения: 20.04.2013).
6. Бразговская, Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры. Пермь : изд-во ПГПУ, 2008. 208 с.
7. Бразговская, Е. В лабиринтах семиотики. Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Москва-Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2008. 224 с.
8. Бурлак, С. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. М. : Астрель: Corpus, 2011. 464 с.
9. Вайнштейн, О. Семиотика Шанель № 5 // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 2 / сост. О. Б. Вайнштейн. М. : НЛО, 2003. С. 352—366. URL: http://ec-dejavu.rU/c/Chanel_5.html.
Однако есть и структурные различия. Источником сталинской легитимности, особенно на плакатах, относящихся к ранним 1930-м, выступает его преемственность с Лениным, что подчеркивается помещением изображений Ленина рядом со Сталиным. И только во второй половине 1930-х по завершении модернизационных процессов фигура Сталина в отображении плаката получает полноценное самостоятельное значение. Указаний на преемственность Путина с его предшественником – Б.Н. Ельциным – на плакатах с изображением российского президента мы не встречаем. В силу негативной репутации Ельцина для большого количества россиян такое указание могло бы отрицательно сказаться на имидже Путина. На плакатах он сам выступает источником своей легитимности, что подтверждают особенности его подачи - решительный прямой взгляд, направляющее движение руки, строгий деловой стиль дресс-кода.