Государственные меры поддержки моногородов и перспективные направления их развития
Введение
Актуальность темы обусловлена остротой и масштабностью проблем монопрофильных городов. Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города. Узкая сфера занятости, ограниченные возможности маневра для потерявших работу, высокая и застойная безработица, снижение уровня жизни всего населения, свертывание социальной инфраструктуры, ухудшение морально-психологического климата, а также сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов и невозможность нормального функционирования городского хозяйства, все это - нарастающие как снежный ком проблемы монопрофильных поселений, затронутых кризисом.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………... 3
1.Моногорода: понятие и причины их возникновения, основные этапы их развития………………………………………………………………………………..….. 5
1.1. Понятие и причины возникновения моногородов………………………………………………………………………………...5
1.2. Основные этапы развития моногородов.................................……………………..8
2. Государственные меры поддержки моногородов………………………………….11
2.1. Основные направления государственной поддержки моногородов России….11
2.2. Анализ государственного участия в развитии современных моногородов….17
Заключение ………………………………..…………………………………………..... 25
Библиографический список………….……………………….............…………..…… 26
Библиографический список
Крючина Л.И. Тенденции, проблемы и перспективы развития монофункциональных северных городов РФ (на примере региональной системы расселения ХМАО): препринт. Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2005, с.4.
2. Монопрофильные города — мониторинг и возможные подходы к решению их проблем.// «Федерализм» №2, 2002, с.121-142 (в соавторстве: Любовный В.Я.) - 0,9 п.л.
3. Проблемы занятости в монопрофильных городах России.// Материалы международной научнопрактической конференции «Современное состояние и перспективы занятости рынка труда России»// - М., 1999 (в соавторстве: Любовный В.Я., Власова Н.И.) - 0,4 п.л.
4. Пути повышения конкурентоспособности экономики Российского Севера //Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: Материалы VIII Всероссийского форума молодых ученых. Екатеринбург, 2005. с.249.
5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006;
6. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007;
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.
8. Тургель И.Д., Крючина Л.И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России //чиновник. 2005, № 6.
В условиях финансово-экономического кризиса 2008 г., повлиявшего на деятельность многих градообразующих предприятий, выпускающих продукцию с низкой добавленной стоимостью, Правительство Российской Федерации приняло решение оказать дополнительные меры поддержки монопрофильным населенным пунктам. При этом до 2010 г., когда было принято решение об оказании дополнительных мер поддержки моногородам, федеральный бюджет оказывал поддержку муниципальным образованиям через действующие бюджетные механизмы, такие как федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, Инвестиционный фонд Российской Федерации и пр. Предметом настоящего исследования является анализ эффективности дополнительных мер государственной поддержки моногородов. Основными целями предоставления дополнительных мер государственной поддержки являются: • создание новых рабочих мест для преодоления негативных социальных последствий кризиса; • диверсификация экономики для снижения рисков негативных последствий неблагоприятной конъюнктуры внешних сырьевых и товарных рынков. Деятельность федеральных и региональных органов власти в сфере поддержки моногородов координирует Министерство регионального развития Российской Федерации. Работа по координации состояла из трех этапов: 1. На первом этапе была разработана методология подготовки комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов. Используя данный инструмент, впервые местными властями проведена всесторонняя диагностика «социально-экономической среды», оценен капитал городов, проведен анализ градообразующих предприятий и объемов финансовых потоков экономики, исследован потенциал и выработаны основные пути выхода из сложившейся монопрофильности экономики. Совместными усилиями Минрегиона России, институтов развития и научного сообщества проводятся серии обучающих курсов по разработке планов модернизации моногородов и ведется постоянная консультационная поддержка. Причем одна из задач комплексного плана модернизации - системно обосновать все формы и направления бюджетной и внебюджетной поддержки на уровне моногорода, а также связать их с программами занятости и переобучения через балансы трудовых ресурсов.