Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"

Скачать курсовую работу на тему "Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"" в которой проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.08.2023
Объем файла
284 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в образовательном процессе начальной школы сделан акцент на Концепцию духовно-нравственного развития гражданина РФ, где в разделе базовые национальные ценности, прописано, что: «основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России».
Одной из базовых национальных ценностей является природа, которая рассматривается как «эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [32].
Именно поэтому формировать экологическую грамотность необходимо уже в младшем школьном возрасте. В решении поставленной задачи важную роль играет школа.
Одним из основных направлений работы школы является «воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической грамотности», которое имеет большое значение.
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. теоретические основы формирования экологической грамотности учащихся младшего школьного возраста………………………………………….6

1.1 Формирование экологической грамотности учащихся: педагогический и нормативный аспект 6

1.2. Специфика формирования экологической грамотности у учащихся младшего школьного возраста 14

1.3. Методы экологического воспитания младших школьников 20

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической грамотности у младших школьников……………………………………………..33

2.1. Изучение начального уровня сформированности экологической грамотности младших школьников 33

2.2. Экспериментальная проверка комплекса уроков окружающего мира, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников 39

2.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира 47

Заключение………………………………………………………………………….55

Список использованной литературы………………………………………………58

Приложения…………………………………………………………………………63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агафонов В.Б. Экологическое право: учебник для бакалавров / В. Б. Агафонов [и др.]; отв. ред.: Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. - Москва : Проспект - 2016. – с. 376
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика./– М.: Просвещение, 2007. – № 1. – с.10-12.
Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005. - с. 42-59
Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, – 2014. – № 1. – с.48- 52.
Бобылева Л.Д. Природа дарит нам здоровье// Начальная школа./ Л.Д. Бобылева, Бобылева О.В. – М.: Просвещение, 2014. –№ 5. – с. 83-88
Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. / Ю.А. Вакуленко. – М.: Учитель. – 2019 – с. 157
Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. – с. 197
Вахрушев А.А. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. / Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. / В 2 частях. / Ч. 1. - М.: Просвещение. - 2015 – с. 96
Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – с. 283
Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. / С.Н. Глазачев. М.: Просвещение, 2006.- №6 -с. 13.
Григорьева Е.В. Краеведческие экскурсии как форма организации изучения окружающего мира в начальной школе / Е.В. Григорьева // Начальная школа плюс до и после– М.: Просвещение, 2011. – № 1. - с. 44-47.
 

Учитель волен использовать любые формы, методы и приёмы работы, но ведущей остаётся урок. Данная форма работы чётко регламентирована временем и создает благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали знаниями по определённому предмету, а также чтобы развивались воспитательные и творческие способности ребёнка. Воспитывать экологическую грамотность в младшем школьном возрасте можно на технологии, уроках изобразительного искусства, музыке, литературного чтения.
На уроке чтения ребята знакомятся с произведениями различных авторов, которые описывают красоту природу, поведение человека в природе, рассматривают жизнь животных.
Обсуждая рассказы В. Бианки, Д.Н. Мамин Сибиряка и других русских писателей, обучающиеся улавливают взаимосвязи в природе, выносят поучительные моменты.