Работа СРЦ для несовершеннолетних с подростками, оставшимися без попечения родителей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране. Хотя в настоящее время наблюдается спад социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа, так в ноябре 2020 года Татьяна Голикова сообщала, что число детей-сирот в России за два года сократилось на 15%, до 42 тысяч. Она отмечала, что почти 60% случаев, когда ребенок становится сиротой, связаны с лишением и ограничением родительских прав, только 24% - со смертью родителей [4]. Однако, данная проблема продолжает оставаться актуальной по сей день.
Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является одним из важнейших направлений нашего государства. Тяжело представить, как приходится ребенку без материнской любви, ласки и внимания, ведь всё это так много для него значит. На сегодняшний день в России к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлечено значительное внимание как общественных, так и государственных структур, используются различные формы устройства данной категории детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СРЦ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ …………………………………………….…7
1.1. Характеристика понятий и нормативно-правовых документов, определяющих работу с подростками, оставшимися без попечения родителей в условиях СРЦН.……………………………………………….7
1.2. Основные направления деятельности специалиста по социальной работе в СРЦ для несовершеннолетних…………………………………..15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СРЦН …………………………………….24
2.1. Характеристика основных технологий социальной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………………………….....24
2.2. Особенности использования технологий социальной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях СРЦН………………………………………………………………………..…34
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Агапов Е. П. Методы исследования в социальной работе [Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е. П. Агапов. – 2-е изд. – М.: издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 224 с.
2.Арчакова, Т. О. Профилактика социального сиротства: практические рекомендации для специалистов [Текст] / Т. О. Арчакова . - М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013.
3.Астоянц, М. С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Астоянц. - Ростов н/Д., 2009. — 68 с.
4. В России сократилось количество детей-сирот на 9 тысяч [Электронный ресурс] // http://regnum.ru/news/economy/1913940.html (дата обращения 02.05.2020 г.). – Загл. с экрана.
5.Дементьева, И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке [Текст]: И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. №3. – 6 – 972 с.
6.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей – сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социологические исследования, 1991
7.Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: [принята резолюцией ООН 1386 (XIV) от 20.11.1959 г.] – URL: http://docs.cntd.ru/document/19010.html (дата обращения 03.05.2020 г.) – Загл. с экрана.
8.Истоки и причины социального сиротства в России и пути его преодоления [Электронныйресурс]// www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason1.htm (дата обращения 23.09.2019г.). – Загл. с экрана.
9.Козырева, И. А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учебное пособие / И. А. Козырева и др. – Сыктывкар, 2009. – 66 с.
10.Конвенция о правах ребёнка [Текст]. – М.: КНОРУС, 2015. - 32 с.
11.Концепция помощи детям и подросткам [Текст] // Вестник образования. – 1993. № 10. – 67 – 77 с.
12.Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст]: учебное пособие / Кузнецова Л.П. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. 92 с.
13.Лексикон социальной работы [Текст] / ред. С.М. Кибардина,
Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В условиях воспитания в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в СРЦН устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей [25].