Применение института крайней необходимости в деятельности правоохранительных органов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Институт крайней необходимости всегда занимал важное место в деятельности правоохранительных органов. Значимость и роль данного института сильно возросла с изменением общественно-политической обстановки в нашей стране. Известно, что экономические и политические кризисы всегда сопровождаются экономической нестабильностью, повышенным риском техногенных аварий и катастроф, вооруженными конфликтами на социальной, этнической, национальной и религиозной почве.
Статистические данные говорят о стабильном росте численности пожаров, аварий, взрывов, несчастных случаев в быту и на производстве. В свете изложенного возрастает ответственность должностных лиц правоохранительных органов, деятельность которых направлена на обеспечение безопасного функционирования общества.
Комплексное развитие правоохранительных органов, специальных служб, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1. Закрепление крайней необходимости в нормах права.………..
1.1.Институт крайней необходимости в Российском законодательстве.
1.2. Условия правомерности крайней необходимости …………………..
Глава 2. Крайняя необходимость в деятельности правоохранительных органов ……………………………………………………………………..
2.1.Место и роль действий, совершаемых в состоянии крайней необходимости, в системе задач, решаемых правоохранительными органами в борьбе с преступностью и иными правонарушениями………
2.2.Условия правомерности применения мер силового воздействия в обстановке крайней необходимости …………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российской газета" от 25 декабря 1993 г. N 237, "Российская газета" от 4 июля 2020 г. N 144?(актуальная редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(ред. от 01.07.2021) // "Российская газета" от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) //
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации, N 52 (I часть), 24.12.2001, ст.4921
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011, ст.900
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 27 (часть II) ст. 5351
Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459) // Российская газета, N 232, 13.10.2017
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // "Российская газета" от 30 октября 2009 г. N 207
а) источник возникновения опасности;
б) реальная угроза личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства;
в) реальное существование опасности в объективной действительности.
Самостоятельным условием правомерности, характеризующим ее основания, является наличие у лица, его реализующего, цели устранения опасности.
Ситуация с установлением и пониманием этого условия правомерности осложняется тем, что уголовный закон прямо не указывает нам на необходимость существования этой цели. Вместе с тем на цель как конструктивный признак крайней необходимости неоднократно указывалась в доктрине уголовного права. Так, Н.Г. Кадников указывает нам на большое значение осознания того, что целью к действиям при крайней необходимости является ликвидация опасности, угрожающей охраняемым интересам.