Референдум в зарубежных странах

Скачать курсовую работу целью работы выступает сравнительно-правовой анализ института референдума и оценка его эффективности на примере некоторых зарубежных государств
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.07.2023
Объем файла
77 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Одной из форм выражения воли народа является референдум. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие референдума в зарубежных странах строится на основе общих принципов, но в то же время имеет и свою специфику, переживает кризисные явления разной степени остроты, связанные с проблемами, как между человеческими отношениями, так и в государстве в целом. Референдум как форма прямой демократии - далеко не новая форма прямого народного участия в решении глобальных социально-экономических и политических проблем, а также в решении территориальных и других внутригосударственных и межгосударственных проблем. 
Референдум известен как прямая демократия. В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или список кандидатов на конкретную должность, а конкретный вопрос, по которому необходимо проголосовать. 
Референдум является многогранным институтом по своим формам, последствиям и значениям. Этот институт имеет постоянную тенденцию к распространению. В то же время очевидно, что постепенное увеличение видов и количества используемых институтов прямой демократии актуализирует проблему их соотношения с давно принятыми, внедренными в государственную систему и существующими принципами государственного устройства, и выше с принципом разделения властей. Очевидно, что вмешательство граждан не должно ослаблять исполнительную власть и ставить под угрозу стабильность судебной власти. Институты прямой демократии, по всей вероятности, должны вмешиваться или, во всяком случае, быть связаны со сферой законодательной власти, а также затрагивать проблемы федерализма, территориального размежевания, международного права, иногда финансово-бюджетного и некоторых других. Очень часто институты непосредственной демократии соприкасаются с законодательными органами, с представительными учреждениями.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Референдум: понятие, сущность и значение 5

§1. Виды, предмет и формула референдума 5

§2. Инициатива проведения референдума и организация голосования 7

Глава 2. Становление и развитие референдума в зарубежных странах 13

§1. Понятие и история становления института референдума в зарубежных странах 13

§2. Процедура назначения и проведения референдума в зарубежных странах 17

§3. Референдум за рубежом: проблемы нормативного регулирования 19

Заключение 25

Список используемой литературы и источников 27

Список используемой литературы и источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Швейцарии 1874г. // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: https://megabook.ru/article/Конституция%20швейцарской%20конфедерации  (дата обращения: 01.03.2023). 

2. Конституция Италии 1947г. // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=148  (дата обращения: 01.03.2023).  

3. Конституция Венгрии 1949г. // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=789  (дата обращения: 01.03.2023).    

4. Конституции Французской Республики 1958г. // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: https://megabook.ru/article/Конституция%20Франции%201958%20года  (дата обращения: 01.03.2023).

5. Конституция Бразилии 1988г. // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL:  https://worldconstitutions.ru/?p=563 (дата обращения: 01.03.2023).

6. Конституция Хорватии 1990г. // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=107 (дата обращения: 01.03.2023).

7. Конституция Македонии 1991г. // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=113 (дата обращения: 01.03.2023).

Статьи в научных журналах и сборниках

8. Гуторова, А. Н. История становления, развития и основные проблемы института референдума в России и зарубежных странах // Современное общество и право. 2019. № 2(39). С. 39-45.

9. Дзядевич, Е. В. Референдум как форма непосредственного правотворческого участия общественности // Крымский Академический вестник. 2021. № 17. С. 273-277.

10. Дремлюгин, К. В. Зарубежный опыт развития механизмов прямой демократии // Вестник Московского института государственного управления и права. 2019. № 4(28). С. 13-19.

11. Дубровина, О. Ю. Швейцария: распределение полномочий между Конфедерацией и кантонами в сфере международных отношений // Современная Европа. 2019. № 1(87). С. 70-80.

12. Жигалова, Е. А. Институт референдума в системе народовластия // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 80-82.

13. Казакова, А. А. Институт референдума: историко-правовые, сравнительно-правовые и современные аспекты // Проблемы становления гражданского общества: сборник статей VIII Международной научной студенческой конференции, Иркутск, 20 марта 2020 года / Университет прокуратуры Российской Федерации. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2020. С. 22-27.

14. Каргашина, К. В. Французское общество и референдум по «конституции Европы» в 2005 году // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21. № 2. С. 231-234.

15. Кожахметова, А. Е. Референдум как средство законотворчества и конституционного контроля // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2021. № 1(49). С. 31-42.

16. Луговская, Ю. В. К вопросу о классификации референдумов в национальной и зарубежной правовой доктрине: сравнительный аспект // 77-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции в 3 ч., Минск, 11–22 мая 2020 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. С. 893-896.

17. Мазурин, А. А. Конституционное право зарубежных стран / А. А. Мазурин; Академия права и управления, Институт подготовки государственных и муниципальных служащих. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2019. 102 с.

18. Малый, А. Ф. Народовластие - фундамент демократического государства // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 3(65). С. 21-31.

19. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник Московского университета. Сер. Право. 2013. №6. С.14.

20. Медведева, В. С. Процесс BREXIT в фокусе национальных британских изданий // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 3(8). С. 101-110.

21. Павлов, С. Ю. Местный референдум как основная форма народовластия: проблемы и перспективы // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 9-1. С. 171-176.

22. Петренко, Е. Г. Плебисцит и референдум: сравнительный анализ в РФ и зарубежных странах // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 01 октября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. С. 111-116.

23. Симонишвили, Л. Р. Институт референдума в конституционной практике Российской Федерации и зарубежных стран // Государственное управление и развитие России: модели и проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 мая 2016 года / Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Издательство Проспект, 2017. С. 245-248.

24. Спиридонов, А. И. Правовая регламентация ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в зарубежном уголовном законодательстве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 1(48). С. 72-79.

25. Туманян, Г. В. Факторы влияния на электоральный выбор в условиях референдума как партисипативного механизма публичного управления // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 3(17). С. 180-192.

26. Черкасов, А. И. Институт местного референдума как форма прямой демократии в странах – членах европейского союза // Право и государство. 2019. № 8. С. 86–94.

27. Черкасов, А. И. Муниципальный референдум в развитых демократиях: общие черты и особенности // Право - явление цивилизации и культуры: Материалы II Международной научной конференции, Москва, 29–30 марта 2019 года / Отв. редактор М.В. Немытина. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 280-287.

28. Черкасов, А. И. Универсализация местного самоуправления в странах современного мира: основные тенденции // Право и государство. 2019. № 3(84). С. 87-98.

29. Шаханов, В. В. Референдум как метафеномен в сфере взаимодействия публичной власти и общества // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 4(61). С. 118-121.

Таким образом, можно говорить о том, что референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен лишь в том случае, «...если он по природе своей как весьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями...» , и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.