Педагогические идеи в Богословском наследии митрополита киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского)

Целью исследования является теологический анализ особенностей развития богословской педагогической мысли конца XIX – начала ХХ вв. (на примере богословско-педагогического наследия митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского))
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.03.2023
Объем файла
175 Кб
Количество страниц
93
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время созрела необходимость создания целостной концепции богословско-педагогических воззрений, в рамках которой будут сохраняться исконные духовно-нравственные, культурные, исторические и национальные традиции, при этом отвечающие требованиям православного вероучения в его богословском выражении. Объективный взгляд на историю богословских педагогических идей позволит определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования нравственного богословия – как учения о нравственном Законе Божием, который обязан исполнить человек-христианин.
Актуальность темы исследования. В начале XXI века наметился существенный повышенный интерес к богословскому наследию теологических идей русских православных философов, педагогов, богословов. Это обусловлено необходимостью научного поиска тех духовных идеалов, которые позволят положительно влиять на систему отечественного образования. Изучение духовного наследия, оставленного христианскими просветителями, приобретает сегодня особую актуальность, поскольку способствует включению его в современное культурно-образовательное пространство. В связи с объективными потребностями общества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения возникает острая необходимость в историко-педагогическом анализе развития православных традиций воспитания и образования.  
Вопросы педагогических идей в богословском наследии тесно взаимосвязаны со смежными областями научного знания, такими как философия, теология, образование, православная педагогика.
Не подлежит сомнению, что без опоры на святоотеческое наследие, без восстановления преемственности теоретико-методологических основ отечественной богословской педагогической мысли  бесполезно говорить о духовно-нравственном развитии общества.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ 13

§1.1 Культурно-исторический аспект становления и развития богословской педагогической мысли в России конца XIX – начала ХХ века 13

§1.2 Специфика становления и развития русского педагогического богословия конца XIX – начала XX вв. 26

ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО) 40

§2.1 Теоретико-методологические основания богословско-педагогических воззрений митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) 40

§2.2 Концепция религиозно-нравственного воспитания детей 58

митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Библейский богословский словарь / под ред. В. Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2021. - 567 с. 

2. Беликова, Н.Ю. Российское законодательство середины ХІХ – начала ХХ в. как источник по истории повседневности православного приходского духовенства / Н.Ю.Беликова: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:// https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-zakonodatelstvo-serediny-hih-nachala-hh-v-kak-istochnik-po-istorii-povsednevnosti-pravoslavnogo-prihodskogo-duhovenstva - Дата доступа: 21.05.2022

3. Бобинина, В.Н. Свщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской: православное воспитание и образование на рубеже XIX- XX и вначале XXI вв.: Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school.orthpatr.ru/node/231962 - Дата доступа: 24.05.2022

4. Богданов, И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР / И.М. Богданов: Критические очерки // Церковь в истории России (IX - 1917 г.).- М., 2017. – С.102-123. 

5. Богданова, Т. А. Н.Н. Глубоковский: путь церковного учёного (по архивным материалам) / Т.А.Богданова // Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга/ под ред. И. П. Медведева.- СПб., 2014.- С. 119-171.

6. Богов, А.С., иерод. Православная педагогика, православное образование, православное воспитание: границы и содержание дефиниций / А.С.Богов:  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mic. org.ru/8-nomer-2014/272-pravoslavnaya-pedagogika pravoslavnoeobrazovanie-pravoslavnoe-vospitanie-granitsy-isoderzhanie-definitsij

7. Богословие в XIX веке: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookitut.ru/ISTORIYa-RUSSKOJ-CzERKVI-Sinodaljnyj-period.34.html - Дата  доступа:13.03.2022 

8. Бородина, Е.  Н. Воспитательный потенциал православной педагогики / Е. Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2021 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2021. - С. 12-16: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/ /moluch. ru/conf /ped/ archive/20/1424/ - Дата доступа: 04.02.2022

9. Большаков, Н. И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского / Н.И. Большаков - СПб.: Царское Дело, 2021.- 855с. 

10. Бронзов, А. А. Нравственное Богословие в России в течении XIX столетия / А. А.Бронзов: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http:// acathist. ru/en/novosti/item/1100-bronzov-a-a-nravstvennoe-bogoslovie - Дата доступа: 17.03.2022

11. Вечные истины христианства: сборник статей. -  М., 2018. - Т. 8. - С.629-634.

12. Виноградарь Христов. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий: сборник статей и выступлений священномученика Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Киевского. - 2018. - 234с.  

13. Воробьев, И. Реформы высшего духовного образования во второй половине XIX– начале XX в./ И.Воробьев  // Педагогика.- 2021.- С.272-292.

14. Гаврилов, И. Б. М.Н. Катков. Жизнь, труды, мировоззрение: научная статья / И. Б.Катков // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https:// cyberleninka.ru/ article/n/m-n-katkov-zhizn-trudy-mirovozzrenie – Дата доступа: 12.03.2022

15. Галкин, А. К. Игум. Владимир (Богоявленский) / А. К.Галкин // Православная энциклопедия. -  М., 2019. - Т. VIII - С. 629-634. 

16. Георгий (Тертышников Н. И.;  архим.). Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvornik-i-ego-bogoslovskoe-nasledie/ - Дата доступа: 18.02.2022

17. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика / игум. Георгий (Шестун) - 4-е изд. - М.: ПРО - ПРЕСС, 2020. - 672 с.

18. Горбачев, А. Л. Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX-начала XX века / А. Л. Горбачев // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. - 2006. - № 8. – С. 77-84. 

19. Гринько, К. М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - первом десятилетии XX в/ К. М.Гринько // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. - №7. - С.14-29: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-arhiepiskopa-faddeya-uspenskogo-v-kontse-xix-pervom-desyatiletii-xx-v - Дата доступа: 18.03.2022

20. Дамаскин (Орловский), Архимандрит. Краткое житие священномученика Владимира, митрополита Киевского // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. - Тверь, 2015. - С. 221-272. 

21. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/23019 - Дата доступа:17.02.2022

22. Дивногорцева, С. Ю. Духовное образование в контексте православной культурной традиции / С. Ю. Дивногорцева // Фестиваль духовной культуры. Сборник докладов, выступлений, итоговые материалы конференций и семинаров. - М. - Сергиев Посад, 2019. - С. 88-95.

23. Дивногорцева, С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Дивногорцева Светлана Юрьевна. - М., 2021. - 39 с.

24. Дивногорцева, С. Ю. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже ХIХ-ХХ вв. / С. Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. - Серия IV: Педагогика. Психология. - 2018. - Вып. 48. - С. 92-104.  

25. Доненко, Н. Н. Значение образовательно-просветительской деятельности православного духовенства конца ХІХ-первой четверти ХХ вв. (на примере деятельности и педагогического наследия архиепископа Фаддея (Успенского)) / Н. Н.Доненко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №73 (2). - С. 27-43: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-obrazovatelno-prosvetitelskoy-deyatelnosti-pravoslavnogo-duhovenstva-kontsa-hih-pervoy-chetverti-hh-vv-na primere - Дата  доступа: 12.05.2022

26. Духанин, В. Священномученик Владимир (Богоявлениский) / В. Духанин: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https:// pravoslavie. ru/ 90442. html - Дата доступа: 07.02.2022

27. Егоров, С. Ф. Развитие педагогической теории в России конца 19 - начала 20 веков / С. Ф.Егоров // Педагогика. - 2019. - №6. - С 90-96.

28. Емельянов, Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Н. Е.Емельянов // Культура. Образование. Православие: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Ярославль, 2019. - С.72-74.  

29. Жития святых в земле Российской просиявших: Русские святые Х–ХVIIІ вв. Русские святые ХІХ–ХХ вв. Новомученики и исповедники XX века: Жития, чудеса, поучения / Троице-Сергиева пустынь. – СПб.: Фонд «Домострой», 2021. - 701 с.

30. Игнатий Брянчанинов: краткое житие// Наука и религия. - 2018.- № 6.- С.32.-34 – (Святые Земли Русской). 

31. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина // Христианское чтение.- 2017. - №3. - С.12-31.  

32. Катков, М. Н. Устав духовных академий / М. Н.Катков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward. ru/library/katkov/ katkov_ustav_ duhovnyh_ akademiy.html - Дата доступа: 17.04.2022

33. Климов, Г. Краткий очерк жизни и деятельности святителя Феофана Затворника / Г. Климов: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// svtheofan. ru/item/1163-geopgiy-klimov-ppotoiep-kpatkiy-ochepk-zhizni-i-deyatelynosti-svyatitelya-feofana-zatvopnika.html - Дата доступа: 21.03.2022

34. Колыванов, Г. Е. Педагогическая мысль в русской патристике: Русская патрология. Материалы академической конференции / Г. Е. Колыванов: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/ otechnik/ Patrologija/ russkaja-patrologija-materialy-akademicheskoj-konferentsii/16 - Дата доступа: 26.01.2022

35. Крикота,  Н., иерей «Я готов отдать свою жизнь за Церковь». Жизнеописание священномученика Владимира Киевского / Н. Крикота. - М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2022. - 479 с.  

36. Ларионов,  А. А. (иеромонах Родион)  Реформы Московской Славяно-греко-латинской Академии (вторая четверть XVIII - начало XIX в.) в контексте развития высшего образования в России / А. А. Ларионов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - Серия 2: История. История Русской Православной Церкви: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-moskovskoy-slavyano-greko-latinskoy-akademii-vtoraya-chetvert-xviii-nachalo-xix-v-v-kontekste-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v - Дата доступа: 27.02.2022

37. Лисовой, Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник.) / Н.Н. Лисовой - М.: Изд.-во Сретенского монастыря, 2017. - С. 472-550. 

38. Лисовой, Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX вв. / Н. Н.Лисовой. - М., 2016. - 327с.

39. Лобанова, О. Б.  Русская  педагогическая мысль конца XIX - начала ХХ вв. О сущности педагогического опыта / О. Б.Лобанова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - С.32-47.

40. Лютова, С. Н. К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского) / С. Н.Лютова // Вестник ПСТГУ. - 2017. - № 2 (75). - С. 11-21.

41. Меньшиков, М. Историко-цивилизованные  и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России /  М. Меньшиков // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2018. -  №13(184). - вып.22. - С.42-48.

42. Налетова, Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Ю. Налетова. - Смоленск, 2019. - 41 с.  

43. Научно-богословское и аскетическое делание в жизни святителя Феофана Затворника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theophanica.ru/science-nauchno-bogoslovskoe-i-asketicheskoe-delanie  -  Дата доступа: 21.03.2022  

44. Недашновская,  Н. Церковь и современная общественная жизнь: Общество свт. Игнатия (Брянчанинова) / Н. Недашновская // Благовест. - Кострома, 2012. - № 9. - С.9- 21.

45. Новиков, М. В. Университетский устав 1863 г.: пределы академического самоуправления / М. В. Новиков,  Т. Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - Том I (Гуманитарные науки).- С. 1-14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   http://vestnik. yspu.org/ releases / 2013_ 4g/07.pdf  - Дата доступа: 18.01.2022

46. О Священномученике Владимире, митрополите Киевскиом и Галицком: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sv-vladimir. Ru / svyashchennomuchenik-vladimir/ - Дата доступа: 03.02.2022 

47. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия // Богословские труды: сборник. - 2016.-№ 37. - М., 2012. - С.5-127. 

48. Осипов, А. И. О некоторых принципах образовательной концепции / А. И. Осипов // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи»: Сборник статей / сост. и общ. ред. М. Н. Лазутова, Т. И. Петракова. - М.: Импэто, 2014. - 80 с.

49. Петрунина, Т. А. Истоки православной педагогики XIX века: статья / Т. А. Петрунина // Педагогика. - 2019. - С.21-24.

50. Плеханов, Е. А. Педагогика в духовных академиях России / Е. А. Плеханов // Педагогика: научно-теоретический журнал. - 2013. - №6. - С.81-86.

51. Плохова, М. Г.Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX - начале XX века / М. Г. Плохова, М. А. Гончаров // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2019. - № 2 (25). -С.101-117.

52. Просветительское служение и исповеднический путь священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого: Доклад на Международной научной конференции «Киевский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке».- Киево-Печерская Лавра, 7- 8 февраля 2018г. : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lavra.ua/prosvetitelskoe-sluzhenie-i-ispovednicheskij-put-svyashhennomuchenika-vladimira-bogoyavlenskogo-mitropolita-kievskogo-i-galitskogo/ - Дата доступа: 12.01.2022 

53. Разина, М. В. Инновационный подход в духовно-нравственном образовании / М. В.Разина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.2 / Инт-т доп. проф. образ. пед. раб.; Отв. ред. Д.Ф.Ильясов. – Челябинск: Изд-во Образование, 2014. - 182с.

54. Разина, М. В. Религиозное (православное) образование и проблема реализации педагогического потенциала национальной культуры / М. В.Разина // Проблемы образования в условиях глобализации: Материалы 8-й Международной конф. памяти проф. Л.Н. Когана. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2015. -146с.

55. Рожнева, О. Л. Священномученик Владимир (Богоявленский) / О. Л. Рожнева. - М.: Сретенский монастырь, 2021.-187с.

56. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917) /сост. В.А. Федоров. - М.: Рус. панорама, 2013.-479с. - (Серия «Страницы российской истории» / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова).

57. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. В 3-х т. - М.: Булат, 2018. - 537с.

58. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий // Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века: Сборник статей. - М., 2017. - 312с. 

59. Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей // Азбука веры:  Православная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// azbyka.ru /otechnik/ Vladimir_ Bogojavlenskij / besedy-o-pravoslavnom-vospitanii-detej/ - Дата  доступа:18.02.2022

60. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий // Православный календарь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm - Дата доступа: 17.02.2022

61. Священномученик Владимир // Русская Православная Церковь. XX век. К 1020-летию Крещения Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Сретенский монастырь, 2017. -             С.96-102.

62. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Т. I. Проповеди, слова, поучения. - Тверь, 2018. - С. 230-232.

63. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Т. IІ. Проповеди, слова, поучения. - Тверь, 2008.- С.71-72.

64. Священный собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митрополита  Киевского и Галицкого Владимира // Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. - 2008.- Вып. II:1 (26). - С. 106 - 127.

65. Склярова, Т. В. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта / Т. В. Склярова, В. А. Тукиш // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогик. Психология: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskih-idey-svyatitelya-innokentiya-veniaminova-v-svete-tserkovno-pedagogicheskogo-opyta  - Дата доступа: 17.04.2022

66. Склярова, Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе / Т. В. Склярова  // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. -2012. -  № 4. - С. 7-13.

67. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / И. А. Соловцова. - М.: Академия, 2016. - 247 с.

68. Сухова, Н.  Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века) / Н. Ю. Сухова. - М.: РОНДА, 2016. - 396с. 

69. Сухова, Н. Ю. Дискуссии о типе высшей богословской школы в России в XIX – начале XX в. / Н. Ю. Сухова // Международное образование: итоги и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2014. - Т. 3. - С. 147-155.

70. Сухова, Н. Ю. Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия  (Борисова) / Н. Ю. Сухова  // Филаретовский альманах. - Вып.7. - М., 2021. - С. 231-244. 

71. Сухова, Н. Ю. Практическое богословие в российских духовных академиях – проблема понимания и сложности развития (XVIII – начало XX в.) / Н. Ю. Сухова Н. Ю. // Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX–начала XX в. - М., 2022. - С. 244-274.

72. Сухова, Н. Ю. Проблемы духовного образования в России в конце XIX- начало ХХ вв.: Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов /    Н. Ю. Сухова // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. - 2006. - Вып. 3 (20). – С. 7-26.

73. Торшина, А. Религиозное образование и воспитание в учебных заведениях России в конце XIX - начале XX в. / А. Торшина  //  Педагогика. - 2015. - №2. - С.21-24.

74. Тукиш, В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского / А. А.Тукиш [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://www.dissercat. com/content/ pedagogicheskie-idei-v-dukhovnom-nasledii-svyatitelya-innokentiya-veniaminova-mitropolita-mo - Дата доступа: 13.02.2022

75. Федоров, В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917 / В. А. Федоров. - М., Наука, 2018. - 312с.

76. Феофан Затворник. Путь ко спасению. - М.: Отчий дом, 2021. - 187с.

77. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. - М.: Летопись, 2021.- 187с.

78. Фирсов, С. Л. Православная Церковь и Российское государство в конце XIX – начале XX века: Проблема взаимоотношений духовной и светской власти / С. Л. Фирсов. - СПб., 2014. - 304с. 

79. Хондзинский, П. В. «Церковь не есть академия». Русское внеакадемическое богословие XIX века / П. В. Хондзинский. - М.: ПСТГУ, 2016.- 480 с. 

80. Хондзинский, П. В.  «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи / П. В. Хондзинский. - М.: ПСТГУ, 2013. - 481 с. 

81. Хондзинский,  П.В. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи / П. В. Хондзинский. - М.: ПСТГУ, 2017. - 303 с.

82. Шестун, Е., протоирей. Православная педагогика / Е. Шестун. - М.: Про-пресс. - 2021. - 559с.

83. Шмонин, Д. В. Богословие образования: контекстный поиск / Д. В. Шмонин // Христианское чтение. - 2014. - № 5. - С.112-134. 

84. Шмонин, Д. В. Технология блага: очерки теологии образования /Д. В. Шмонин. -  М.: Познание, 2018. - 224с.

85. Шмонин, Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании / Д. В.Шмонин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т.16. - №4. - С.206-221.

86. Яковлев, А. И. Александр II и его эпоха / А. И. Яковлев. - М.: Академия, 2018. - 199с.

87. Яковлев, А. И. Очерки истории русской культуры XIX века / А. И. Яковлев. - М.: Академия, 2018. - 386с. 

Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть. Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки. Если убрать из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут [60].
Рассматривая наказание детей как воспитательное средство, святитель Владимир сформировал для него четкий критерий, отмечая, что ребенок тогда только заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило Закон Божий, когда он с сознанием и по своей собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божиею или Церковью [46]. Главным основанием наказания, полагал владыка Владимир, должна быть любовь, а единственною целью его – исправление дитя [58, с.72]. 
Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними [59]. Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность. Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей. А такой пищей для детских душ, отмечал владыка,  служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви [57, с.94].