Информационный фактор в системе международной безопасности

В курсовой работе дано понятие и рассмотрены основные подходы международной безопасности; выделены для конструктивного понимания вызовы и угрозы международной информационной безопасности на современном этапе; исследована регулятивная роль основных принципов международной информационной безопасности и инициативы сотрудничества Российской Федерации;
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.03.2023
Объем файла
637 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что информационный фактор в системе международной безопасности занимает приоритетное место в повестке дня ООН и других международных организаций, а также во внешней политике Российской Федерации. Под влиянием COVID-19 существенно возросли масштабы транснациональной информационной преступности. Растущую озабоченность вызывает и возможность использования современных достижений информационно-коммуникационных технологий в террористической деятельности. Однако главными угрозами международной информационной безопасности являются военно-политическое использование ИКТ, милитаризация глобального информационного пространства, новый виток гонки вооруженного лидерства, экономического развития и глобального престижа. В этих условиях формирование международного режима информационной безопасности становится одним из приоритетов всего мирового сообщества. Россия является пионером в области международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности. Начиная с 1998 года российские инициативы в рамках ООН и организаций «семьи ООН», региональных структур и двусторонних форматов сотрудничества были направлены на консолидацию глобального взаимодействия в интересах формирования международного режима в области информационной безопасности. Россия выступает за мирное развитие глобального информационного пространства, недопущение его милитаризации, предотвращение конфликтов в цифровой среде, а также обеспечение принципа государственного суверенитета, за уважение международного права. Как отмечает министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «показательно, что именно российские принципиальные установки пользуются самой широкой поддержкой в мире»[1]. По инициативе Российской Федерации был запущен широкий диалог по МИБ на площадке Рабочей группы открытого состава, ставшей первым в истории переговорным механизмом, в рамках которого на основе принципа консенсуса государства имеют право принимать решения в области обеспечения МИБ. На сегодняшний день РГОС является ключевой площадкой, в рамках которой возможно подлинно инклюзивное и демократическое сотрудничество в области МИБ.

Введение

  1. Теоретико-концептуальные основы международной безопасности
    1. Основные подходы к понятию «международная безопасность»
    2. Вызовы и угрозы международной безопасности на современном этапе
  2. Информационный фактор в сфере международной безопасности
    1. Вызовы международной информационной безопасности
    2. Сотрудничество в сфере международной информационной безопасности: инициативы Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

  1. Асташин В.В. Альтернативные подходы к проблемам безопасности // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2008. № 2 (14). – С. 63-69
  2. Актуальные военные аспекты обеспечения международной информационной безопасности. / Под ред. С.В. Короткова. - М.: ГШВС России, 2008. - 92 с.
  3. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / Под ред. А.И.Смирнова. - М.: ВНИИ Геосистем, 2014. – 394 c.
  4. Лавров С.В. Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью // Внешнеэкономические связи. 2020, 28 сентября. URL: https://eer.ru/article/gosudarstvo/u79/2020/09/28/2944Кулагин В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс. – 2007
  5. Безопасность личности, общества, государства. Монография. В 2-х т. Кол.авт./ Под общей редакцией академика О.А. Колобова. Т. 1. – Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им. А.П. Гайдара. – 2008. С.15.
  6. Уткин А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М.: Алгоритм, Эксмо. – 2006. с. 18.
  7. Концепции внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт: [сайт] – 2008. – 12 июля: URL: http://www.kremlin.ru/ text/docs/2008/07/204108.shtml(дата обращения 01.09.2014).
  8. Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. – ООН. – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/russian/secureworld/part1.htm(дата обращения 01.09.2014).
  9. Косов Ю. В. Безопасность: геополитический аспект // Внешняя политика и безопасность современной России, 1991-2002: Хрестоматия: В 4 т. / Ред.-сост. Т. А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002.
  10. Global Trends 2025: A Transformed World. – NIC. – 2008 [Электронный� ресурс]. URL: www.dni.gov/nic/NIC_2025_ project.html(дата обращения 01.09.2014).

В свою очередь, территориальные системы безопасности по своей природе носят ограниченный характер, их формирование идет с учетом определенной обстановки, складывающейся в том или ином регионе мира. Особенно развитые формы получила система европейской безопасности, ядром которой в самом начале ХХI века рассматриваются такие организации, как Европейский Союз, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Организация Североатлантического Договора (НАТО). Выступая «за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий», приоритетным направлением российской внешней политики является развитие дву- и многостороннего сотрудничества c государствами – участниками СНГ, а в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ рассматривается Организация Договора o коллективной безопасности (ОДКБ)[1]. Кроме того, Российская Федерация рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран – членов ОДКБ в качестве приоритета и военного планирования[2].