Языковая репрезентация тематической группы «обман» в говорах Красноярского края
Введение
Обман – явление, затрагивающее многие сферы жизни человека. Он имеет сложную природу, будучи одновременно ментальным и поведенческим актом, существуя в различных видах – враньѐ, клевета, притворство, лесть, мошенничество, измена в любви и др. Обман и ложь можно рассматривать как категории истинностные, этические, аксиологические, правовые и психологические. Столь значимый феномен, безусловно, имеет широкое и вариативное языковое воплощение. В настоящем исследовании осуществляется семантико-мотивационный анализ русской диалектной лексики и фразеологии, репрезентирующей понятия обмана и лжи. Изучение особенностей семантики «обманных» слов и фразеологизмов способствует воссозданию значимого фрагмента традиционной языковой картины мира, отражающего представления об обмане. Задачи такого рода, связанные с обнаружением запечатленных в языке этнокультурных представлений о явлениях действительности, решаются в рамках этнолингвистического подхода к изучению языкового материала
Содержание
Введение3
Глава I. Языковая картина мира как объект лингвистического исследования6
1.1.Теория языковой картины мира6
1.2.Диалектная языковая картина мира10
1.3.Региональное самосознание как фрагмент языковой картины мира, отражѐнной в лексике говоров12
1.4.Понятие «обман» с психологической точки зрения17
Глава II. Особенности репрезентации тематической группы «Обман»24
2.1.Языковые единицы южных районов Красноярского края24
2.2.Языковые единицы северных районов Красноярского края31
2.3.Языковые единицы центральных районов Красноярского края33
Глава III. Материалы для занятий по русскому языку46
Конспект занятия «Диалектные словари»47
Заключение59
Список использованной литературы62
Приложения67
Список использованной литературы
Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст] / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта Наука, 2009.
Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. [Текст] – М.: Языки русской культуры, 1995.
Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия: сб. статей /Под ред. Н.К. Рябцевой. - М.: Наука, 1993 – 176 с.
Аскольдов С. А. Концепт и слово [Текст] // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.
Блинова О. И. Практикум по русской диалектологии / О. И. Блинова, О. И. Гордеева, Л. Г. Гынгазова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Т.: Изд-во ТГУ, 2002.
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
Вайсгербер Й. Л. Язык и философия [Текст] // Вопросы языкознания, 1993. №2
Васильев, А.Д., Васильева, С.П., Тимченко, А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке [Текст] / А.Д. Васильев, С.П. Васильева, А.Г. Тимченко. – Красноярск, 2015.
Васильев А.Д., Тимченко А.Г. Вербальные воплощения семиотических оппозиций в лексике русских говоров Красноярского края: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016.
Васильева С.П., Васильев А.Д., Мамаева Т.В., Устьянцева Е.В. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири: монография / отв. ред. С.П. Васильева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 180 с.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999 – 780 с.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2002.
Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания [Текст] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.
блеф, как введение в заблуждение кого-либо;
лжесвидетельство – недостоверные высказывания человека;
самозванство – когда человек выдаѐт себя за другого;
симуляция или имитация, как попытка сымитировать состояние, которого человек на самом деле не испытывает в данный момент;
плагиат – притворство, где чья-то работа рассматривается как его собственная;
ложь во имя спасения – псевдозабота;
фальсификация – подделка чего-либо и т.д.
Подводя итоги всему, что сказано выше в данном параграфе, не лишним будет ещѐ раз отметить, что обман — чрезвычайно распространѐнное и привычное явление в мире, и существует ряд причин (объективных и необъективных), из-за чего человек может соврать.
Бывает, что человек врѐт из-за боязни показать свои слабые места и эмоции, а поэтому делает попытки казаться лучше, чем он есть. Еще одна причина лжи, которую выделяют учѐные, – это ложь ради выгоды. Данная ситуация обусловлена тем