Роль медиации в регулировании трудовых споров
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных общественных, гражданских или трудовых отношений нередко сопровождается наличием противоречий и конфликтов, которые могут быть урегулированы различными способами, в разных подходах, в том числе и через запуск механизма саморегулирования, предполагающего самостоятельное установление правил поведения и контроля их соблюдения. Такой подход можно считать цивилизованным, современным, поскольку каждый субъект таких отношений, реализуя механизм саморегулирования конфликтов и противоречий, приобретает собственно субъектность, проявляет активность и ответственность, что определяет возможности для делегирования государством некоторым институтам гражданского общения части своих полномочий. В этой связи становится актуальным изучение института примирения сторон.
Значение института примирения сторон подтверждается принятием Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………6
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Теоретические аспекты изучения медиации как формы разрешения трудовых споров91.1 Социально-трудовые отношения в организации и конфликты91.2 Медиация как процедура альтернативного регулирования трудовых споров221.3 Правовое регулирование медиации в Российской Федерации32 2. Проблемы и перспективы развития примерительных процедур на примере ООО «ИТС АЛЕКС»382.1 Особенности возникновения и профилактики трудовых споров в ООО «ИТС АЛЕКС»382.2Проблемы организации медиаивных процедур в ООО «ИТС АЛЕКС»………………………………………………………………………..47
2.3 Пути повышения эффективности реализации процедуры медиации50ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ57
Приложение 1……………………………………………………………..62
Приложение 2……………………………………………………………..66
Приложение 3……………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/
Алиева Р.Р. Конфликтология. Учебное пособие / Р.Р. Алиева, Ш.И. Булуева, П.К. Магомедова. – М.: Юрайт, 2019. – 382 с.
Анцупов А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Питер, 2020. – 560 с.
Анцупов А.Я. История отечественной конфликтологии / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. – М.: Проспект, 2018. – 448 с.
Анцупов А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2018. – 304 c.
Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник. / Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер. 2019. – 528 с.
Атоян А.Д. ВПС: Конфликтология/ А.Д. Атоян. – М.: Приор-издат, 2017. – 64 c.
Балан В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. – М.: РиС, 2015. – 342 c.
Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе / А.Б. Белинская. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 214 с.
Бойко А. А. Не пришло ли время для переговоров? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA006745.
Бунтовская Л.Л. Конфликтология / Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Т.В. Петренко. – М.: Юрайт, 2018. – 144 с.
Бурашева А.Т. Свой путь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediator-kz.com/?page_id=27
Вечерина О.П. Структура российского института медиации: настоящее, прошлое, будущее / О.П. Вечерина, И.Б. Путалова // Юридические исследования. – 2020. – № 9. – С. 47-63.
Волков Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2020. – 412 c.
Герасимова Ю.В. Медиаторы в России и за рубежом: социальные ожидания и профессиональные требования / Ю.В. Герасимова, М.С. Нагорная // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2018. – Вып. 1, № 3 (22)
Впрочем консультативная функция является для медиатора далеко не приоритетной, определяющей (что противопоставляет технологии «посредничество» (и медиацию как его подвид) и консультирование). Так, основная цель медиатора (как и любого посредника) – помощь в нахождении общего пониманию конфликта и в работе над его разрешением.
В специальной литературе выделяют разные стили (подходы) медиации: оценочный, стимулирующий и преобразующий. Их суть сводится к тому, что «… оценочный стиль предполагает оценку сильных и слабых сторон аргументов каждой стороны, когда они обращаются в суд, в то время как стимулирующий и преобразующий подходы этого не делают» [6, c. 311].
Вернемся к сравнению посредничества (подвидом которого и выступает медиация) и консультирования. Общим для данных видов помощи в разрешении трудовых конфликтов является то, что они позволяют достаточно точно определить, что является предметом спора, а также нацелены на определение решения конфликта