Евангельское учение о милосердии
Введение
Актуальность. Милосердие (Мф.5:7) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. «Различен милования образ и широка заповедь сия», - говорит св. Иоанн Златоуст . В наш жестокий век тема милосердия особенно актуальна, так как его проявление часто направлено на прямое спасение жизни.
Милосердие свойственно человеку по природе, но его проявление не всегда совершается с легкостью, потому что требует глубинной духовной работы. Милосердием преисполнены Господь, Иисус Христос и Святой дух, как высшие формы совершенства во вселенной, все прочее лишь стремление приблизится к прообразу (апостолы, ангелы, мученики, святые и тд.)
Милосердие человеческое – выражение подобия Божественной милости. Поэтому «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» Богом, как и наоборот: «Суд без милости не сотворшим милости» (Иак. 2:13). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от всякой греховной нечистоты. Милосердие – это высшая планка в этике Ветхого Завета. Это не просто сострадать человеку, а попытаться увидеть мир его глазами, его болью, т.е. полностью войти в его положение, разделить его горе.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ категории милосердия 8
1.1 Понятие и значение милосердия 8
1.2 Категория милосердия в научных трудах 12
1.3 Милосердие как необходимость 18
Глава 2. Евангельское учение о милосердии 27
2.1 Милосердие в понимании Нового Завета 27
2.2 Притчи о милосердии……………………………………………………...31
2.3 Учение Иисуса Христа о милосердии на примере притчи «о милосердном самарянине……………………………………………………..35
Заключение 41
Список источников и литературы 43
Список источников и литературы
1. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом. / Митрополит Антоний (Блум). – М.: Паломник, 1997. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).
2. Аристотель Этика Перевод, Т. Миллер, 2020.Примечания. В. Бибихин, наследники, 2020 ООО «Издательство АСТ», 2020 стр.293-296.
3. Архангельский, Леонид Михайлович.Труд и мораль / Л. М. Архангельский, В. Г. Нестеров. - Свердловск : Кн. изд-во, 1961. Стр 128.
4. Баркли Уильям. Евангелие от Матфея. Том первый. Главы 1-10. - Эдинбург: Сент Эндрю Пресс, 1975. Машинопись. Стр.119-120.
5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В Бондаревская, Г. А Берлиус// Педагогика. ‒ 1996. - № 5. ‒стр.74.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Дом славянской книги, 2011. – Стр.735.
7. Евагрий авва. Главы о деятельной жизни к Анатолию // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, стр. 569.
8. Ж.-Ж. Руссо.Письмо о добродетели и счастье .Том 15.№ 2/2015. Стр 224.
9. Иероним Стридонский, Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея, 1998. Стр.35.
10. Иеремиас Й. Богословие Нового Завета. / Й. Иеремиас. – М.: Восточная литература, 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).
11. Кант, И. Лекции по этике/ И. Кант. – М.: Республика, 2000. – Стр.431.
12. Кассиан (Безобразов), епископ. «Христос и первое христианское поколение». Репринтное издание. Издательство «Русский путь», Париж – Москва, 1996.Стр.52.
13. Косидовский З. Сказания евангелистов. / З. Косидовский. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск(CD-ROM).
14. Куницына В.Н.Межличностное общение/ Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.И. - СПб.: 2001.Стр. 544 .
15. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.:Дет. лит., 198.Стр.15.
16. Лихачев Д.С. Заметки о русском. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.стр.15.
17. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, стр 229.
18. Мотрошилова Н.В. Демокрит о человеке, его жизни и ценностях./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - стр.82-85
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999 – с. 944.
20. Ощепкова, Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.С. Ощепкова. – Ижевск: Типография УМТ и ХО, 2001. Стр.24.
21. Пелусиот Исидор, письма, Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского. 2001.стр.52.
22. Преподобный Исаак Сирин. Наставления аввы Исаака Сирианина о подвижничестве, молитве, созерцании // сост: святитель Феофан Затворник, Вышенский. Издательство: Правило веры, 2013 г. стр.113.
23. «Приложения к Библии, книгам Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Четвертое издание. Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1989. Стр. 2115.
24. Поснов М. Э. «История христианской Церкви». Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964. Стр. 38.
25. Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, Стр.14-16
26. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. –М: Издательство: Оптина Пустынь. 2005г. – Стр.896.
27. Суровягин, С.П. Милосердие/ Суровягин С.П. – Тюмень: Просто, 1993 –Стр. 255.
28. Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.. стр.172.
29. Хазиев, В. С. Философское понимание истины / Хазиев В. С. // Философские науки. 1991. − № 9. ‒ Стр.54-60.
Почему в качестве образчика милосердия Господь приводит самарянина? Это для того, чтобы мы научились везде видеть доброе и отделять его от всего остального, ненужного и вредного, из всего бы научились извлекать пользу. Пчела не все растение тащит в свой улей, а из каждого собирает только мед. Так, увидев в иноверце или в совсем неверующем нечто доброе, надо умилиться сердцем и сказать: "Вот, не знающий Бога как поступает! Как же мы, знающие истинную веру, должны поступать!" Даже и у птиц, и у полевых лилий есть чему поучиться. "Взгляните на птиц небесных", "Посмотрите на полевые лилии", - говорит Господь, - видите, как Господь заботится о всем творении, "вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6:26-34). И даже волов и ослов иногда можно поставить в пример: "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет!" (Ис. 1:3). Но это не значит, что мы при этом должны учиться и воловьей тупости, и ослиному упрямству. Это не значит, что ложную веру милостивого человека сразу надо считать наравне с истинной или неверие приравнять к вере. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. (Лк. 10:30-35)