Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Введение
Актуальность. Тема моего исследования, бесспорно, будет актуальной во все времена, но в настоящее время она обрела особое значение, так как в 2020 году Россия столкнулась с новой, ранее не изученной, коронавирусной инфекцией COVID-19 и здоровье каждого из нас оказалось под угрозой. Поэтому все мы надеялись, что сможем беспрепятственно реализовать свои права на охрану здоровья и медицинскую помощь, даже в сложившейся ситуации.
Инфекция нанесла значительный ущерб в социальной, культурной, политической и экономической сфере. В государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году» сказано, что даже без учета потерь непроизведенного валового национального продукта вследствие летальных исходов, стойкой и временной нетрудоспособности ущерб экономике от новой инфекции в 2020 г. в стоимостных показателях составил более 997,06 млрд руб., что в 1,4 раза больше суммарного ущерба от остальных инфекционных болезней . На сегодняшний день эти показания стали еще выше, смертность в Российской Федерации за последний год стала рекордной со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе социальных прав граждан в Российской Федерации 7
1.1 Право на охрану здоровья: понятие, содержание, место в системе прав и свобод человека и гражданина 7
1.2 Конституционное закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь 15
Глава 2. Гарантии реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 23
2.1 Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья 23
2.2 Характеристика форм и способов защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь 32
2.3 Совершенствование механизма реализации и защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь 36
Заключение 41
Список используемых источников и литературы 45
Список используемых источников и литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная): принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17 – 67.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) : пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г.) резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 24.06.2013) // Бюллетень международных договоров. – 2001. – № 3.
7. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI.
8. Конвенция о правах инвалидов : Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006 // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 6. – Ст. 468.
9. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) : Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 (с изм. от 24.05.1973). – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) : Приняты Резолюцией ГА ООН N 70/175 от 17.12.2015. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandela_Rules-R-ebook.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. - Ст. 198.
12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. - Ст. 4532.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410.
14. О радиационной безопасности населения : федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 141.
15. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. – Ст. 133.
16. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475 ;
17. О качестве и безопасности пищевых продуктов : федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150.
18. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 14. – Ст. 1650.
19. Об обращении лекарственных средств : федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 16. – Ст. 1815.
20. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 48. – Ст. 6724.
21. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 24. – Ст. 2789.
22. Об охране атмосферного воздуха : федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222.
23. Об экологической экспертизе : федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4556.
24. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4563.
25. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 3. – Ст. 4.
26. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 49. – Ст. 6422.
27. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 // Собрание законодательства РФ. – 2019. - 51 (часть I). - Ст. 7606.
28. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ : Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 // Российская газета. – 2006. - № 97.
29. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации : 27. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 № 66. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
30. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан : федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Российские вести. – 1993. - №174.
Документальные материалы
31. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году : Государственный доклад. Москва : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. 256 с.
32. Демографический ежегодник России. 2019 : Стат.сб./ Д 31 Росстат. - Mосква, 2019. – 252 c. - ISBN 978-5-89476-479-5.
33. Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на 2022 год. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
34. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» : Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 459-О // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2004.
35. По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ПАГ» : Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 № 8-П // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 9. - Ст. 1435.
36. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2020 № 70-КГ19-3. - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
37. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 № 49-КГ20-21-К6. - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
Научная и учебная литература
38. Антоненко, А. Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / А. Ф. Антоненко. - Москва, 2006. – 37 с.
39. Архипова, С. В Методологические аспекты оценки эффективности в здравоохранении / С. В. Архипова, С. И. Двойников // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 10. - С. 23 - 30.
40. Басова, А. В. Медицинское право : учебник для вузов / А. В.Басова, Г. Н. Комкова ; под редакцией Г. Н. Комковой. – Москва : Юрайт, 2022. – 310 с. - ISBN 978-5-534-15112-1.
41. Белая, О. В. Практика Европейского суда по правам человека об использовании геномной информации и биоматериала человека / О. В. Белая // Международное право и международные организации. - 2019. - № 2. - С. 57 - 70.
42. Белянинова, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) / Ю. В. Белянинова, Т. С. Гусева, Н. А. Захарова, Л. В. Савина, Н. А. Соколова, Ю. В. Хлистун. – Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс.
43. Горбунова, О. В. Общая характеристика договора оказания медицинских услуг [Электронный ресурс] / О. В. Горбунова // Вестник ВУиТ. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-dogovora-okazaniyameditsinskih-uslug (дата обращения: 16.05.2022).
44. Дубовик, М. В Ценностный подход как методология оценки инновационного развития / М. В. Дубовик, Е. В. Зайцева, О. В. Литвишко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. - 2018. - № 4. - С. 422 - 431.
45. Пащенко, И. Ю. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе социальных прав человека и гражданина / И. Ю. Пащенко // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 10. - С. 151 – 157.
46. Пересыпкин, А. В. Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» / А. В. Пересыпкин // Медицинское право. - 2021. - № 4. - С. 31 - 38.
47. Сазин, С. Т. Понятие, сущность и взаимосвязь конституционных прав на жизнь и на охрану здоровья / С. Т. Сазин // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 4. - С. 39 - 45.
48. Смышляев, А. В. Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты / А. В. Смышляев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 10. - С. 41 - 46.
49. Цомартова, Ф. В. Государственные гарантии доступности лекарственных средств в России и за рубежом / Ф. В. Цомартова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 4. - С. 161 - 170.
50. Шахабов, И. В. Принципы всеобщего менеджмента качества в управлении медицинской организацией в Российской Федерации на современном этапе / И. В. Шахабов, Ю. Ю. Мельников, А. В. Смышляев // Справочник врача общей практики. - 2020. - № 6. - С. 16 - 25.
51. Шашкина Т. В. Взаимосвязь субъектов и участников обязательного медицинского страхования / Т. В. Шашкина, А. В. Лабзин // Вестник науки. - 2020. - № 11. - С. 56 - 61.
Также считаю целесообразным по максимуму расширить взаимодействие администраций исправительных учреждений с общественными наблюдательными комиссиями. Мой научный руководитель Н.А. Филиппова ранее тоже проводила исследование по данной теме, по ее мнению общественные наблюдательные комиссии являются важным звеном в механизме реализации и защиты прав осужденных к лишению свободы на охрану здоровья, а также в процессе предупреждения правонарушений со стороны сотрудников уголовно -исполнительной системы и я не могу с ней не согласиться.
В Федеральном законе от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусмотрены формы содействия общественных организаций лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В п. 16 ч. 1 ст. 22 Закона № 76-ФЗ предусмотрены иные формы содействия. Перечень форм содействия является открытым. По моему мнению нужно исключить данное положение из текста статьи, а саму статью доработать. С одной стороны, рассматриваемое положение расширяет полномочия общественных наблюдательных комиссий, с другой стороны, вносит неопределенность в толкование нормы: не ясны пределы допустимости сотрудничества. Действия общественных наблюдательных комиссий должны отвечать принципу законности, любые действия комиссии в обязательном порядке согласовываются с администрацией исправительного учреждения. Однако широта полномочий указывает на относительную неопределенность статуса общественных наблюдательных комиссий в осуществлении содействия, что позволяет администрациям исправительных учреждений не допускать и пресекать любые инициативы общественных наблюдательных комиссий, прямо не установленные в статье, ограничивать доступ к документам и в получении иной информации.