Программа организации досуга детей и подростков в учреждении культуры средствами игровых технологий
ВВЕДЕНИЕ
В условиях сельской местности, располагающего, в сравнении с городом, значительно меньшей численностью учреждений культуры, организация содержательного досуга имеет особое значение. Проблема в том, что сельские учреждения культуры предлагают меньше досуговых форм, чем в большом городе, в основном это традиционные формы культуры, которые заполоняют всю нишу, соответственно происходит снижение посещаемости культурных учреждений, и мы видим, что подростки перемещаются в Интернет-пространство. Чрезвычайный «уход» детей и подростков в Интернет чреват многими психическими и социальными проблемами. Играя и общаясь в социальных сетях, дети и подростки перестают общаться с друзьями, выходить из дома, не уделяют внимание спорту, редко бывают на свежем воздухе. У них ухудшаются взаимоотношения с родителями. Они стремятся доказать всему миру, а главное – родителям, что они не такие как все, что они другие. Ищут себя, свое предназначение в жизни методом проб и ошибок.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что культурно-досуговая деятельность для современных детей и подростков является одной из первостепенных ценностей. Подростковый возраст – это важный период в развитии личности, и требует он особого внимания и со стороны специалистов учреждений культуры. Успех процесса социализации детей и подростков во многом зависит от содержания и характера организации досуга.
В современных условиях усилия специалистов учреждений культуры должны быть направлены на то, чтобы научить подростков стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать её, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней.
В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого поколения. В этих условиях основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, применении новых форм работы, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………….……………....
1.1. Раскрытие понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность»………………………………………………………………….
1.2. Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности детей школьного возраста…………………………………….
1.3. Специфика досуга детей школьного возраста в сельской местности…
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………...
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕНДЕТИ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА ОНГУДАЙ, ОНГУДАЙСКОГО РАЙОНА…………………………………………………
2.1. Опыт работы культурно-досугового учреждения села Онгудай по организации досуга детей школьного возраста……………………………...
2.2. Структура культурно-досуговой программы «ТенДети» по организации досуга детей школьного возраста в Центре детского творчества села Онгудай………………………………………………………
2.3. Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел авторской программы для детей школьного возраста………………………………………………………………………...
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ ………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15 ст. 1691.
2. «Конституция Республики Алтай» (Основной Закон) (в ред. Конституционных законов Республики Алтай от 29.05.2007 N 2-КРЗ, от 27.11.2007 N 5-КРЗ, от 31.05.2010 N 1-КРЗ, от 31.05.2010 N 3-КРЗ, от 03.11.2010 N 6-КРЗ, от 19.10.2011 N 2-КРЗ, от 23.11.2011 N 4-КРЗ, от 25.06.2012 N 1-КРЗ, от 07.07.2015 N 2-КРЗ, от 07.07.2015 N 3-КРЗ) (в ред. Конституционного закона Республики Алтай от 07.07.2015 N2-КРЗ).3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
4. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»
6. Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай»: от 15.11.2013 N 59-РЗ (в редакции Законов Республики Алтай от 30.10.2014 N 62-РЗ, от 08.06.2015 N 27-РЗ) (в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 62-РЗ)
7. Закон Республики Алтай «О культуре в Республике Алтай» от 25 июня 2014 года N 53-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 39-РЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.07.2015)
8. ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб.пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016г.
9. ГОСТ 7.1. – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых раб
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15 ст. 1691.
2. «Конституция Республики Алтай» (Основной Закон) (в ред. Конституционных законов Республики Алтай от 29.05.2007 N 2-КРЗ, от 27.11.2007 N 5-КРЗ, от 31.05.2010 N 1-КРЗ, от 31.05.2010 N 3-КРЗ, от 03.11.2010 N 6-КРЗ, от 19.10.2011 N 2-КРЗ, от 23.11.2011 N 4-КРЗ, от 25.06.2012 N 1-КРЗ, от 07.07.2015 N 2-КРЗ, от 07.07.2015 N 3-КРЗ) (в ред. Конституционного закона Республики Алтай от 07.07.2015 N2-КРЗ).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
4. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»
6. Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай»: от 15.11.2013 N 59-РЗ (в редакции Законов Республики Алтай от 30.10.2014 N 62-РЗ, от 08.06.2015 N 27-РЗ) (в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 62-РЗ)
7. Закон Республики Алтай «О культуре в Республике Алтай» от 25 июня 2014 года N 53-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 39-РЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.07.2015)
8. ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб.пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016г.
9. ГОСТ 7.1. – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб.пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016 г.
10. ГОСТ 7.82. – 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб.пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016 г.
11. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб.пособие для студентов очной и заочной форм обучения. – Горно-Алтайск, 2021. – 30 с.
12. Бабаева, Е.В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.
13. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
14. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.
15. Ковешникова, А.Е. Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 101-105.
16. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
17. Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 101-105.
18. Харьковская, Е.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности / Е.В. Харьковская, Е.А. Белецкая, Е.А. Пендюрин // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 194.
19. Якуценя, К.Я. Организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга / К.Я. Якуценя // Наука и общество в эпоху перемен. - 2017. - № 1. - С. 56-58.
20. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности подростков. Сущность понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1856081/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_organizatsii_kulturno_dosugovoy_deyatelnosti_podrostkov (Дата обращения: 23.05.2022г.).
21. Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/786355/kulturologiya/sotsialno_psihologicheskie_osobennosti_kulturno_dosugovoy_deyatelnosti_podrostkov (Дата обращения: 23.05.2022г.).
22. Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refleader.ru/rnayfsmerpol.html (Дата обращения: 23.05.2022г.).
23. Технология разработки конкурсно-игровой программы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ocktula.ru/dokumenty/dokumenty_cnt/4.-sitnikova-texnologii-konkurs-programy (Дата обращения: 23.05.2022г.).
24. Концептуальное изложение своего педагогического опыта. «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gigabaza.ru›158624-pall (Дата обращения: 23.05.2022г.).