Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности
ВВЕДЕНИЕ
Проблема и ее актуальность. Очевидно, что главным ключом к существованию каждого живого существа является жизненная активность. При этом жизненная активность животных заложена в присущих им инстинктах, таких как, например, инстинкт самосохранения, что является основным движущим механизмом их деятельности. Психология, как наука, утверждает, что деятельность человека в свою очередь продиктована его мотивами и потребностями, которые формируются индивидуально для каждого человека в процессе взросления и становления личности под влиянием приобретаемых особенностей характера. Психология не даёт однозначных определений мотивов и потребностей личности. Мотивационно-потребностная сфера нашей психики основана на огромном количестве разнообразных нужд и потребностей человека, из которых в последствие формируются мотивы его деятельности. Мотивы, потребности и действия, совершаемые под их влиянием, согласуются друг с другом с помощью различных многосторонних связей, которыми и обуславливается мотивационно-потребностная сфера личности. Проблема исследования мотивационно-потребностной сферы человека и того, какую связь она имеет с особенностями характера сложна, многогранна и является практически значимой и актуальной. Сейчас, при быстром темпе глобального развития всех сфер общественной жизни, при наличии огромного числа сопутствующих ей рисков, особое внимание уделяется проблеме структуры, изменения мотивационно-потребностной сферы человека и возможности ее наиболее точной диагностики и регулирования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..1
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Характерологические особенности отдельных индивидов. Сущность понятия характер, его структурные свойства и особенности формирования…...3
1.2 Характеристика мотивационно-потребностной сферы личности, её содержание и структура……………………………………………………………..9
1.3 Понятие и виды потребностей. Мотивы и цели…………………………………………………………………………….....…12
1.4 Понятие мотивации. Диагностика мотивационно-потребностной сферы……………………………………………………………………………..…21
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР И ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
2.1 Влияние определённых черт характера человека на поведение и методы достижения цели ………………………………………………………………………………..……...25
2.2 Практическое изучение мотивации деятельности человека………………………………………………………………………...…...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 26 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 27, п. 2 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 40, п. 1, 2, 3 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 44, п. 1, 2 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 43 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. – Статья 62 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 10.06.2022).
II. Основная и специальная литература:
7. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Москва.: Академический проект, 2017. – 117 с.
8. Абульханова, К. А. Психология сознания и личности: Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. – Москва.: Московский психологосоциальный институт, 2018. – 138 с.
9. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: – критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. Москва., 2019. – 9-13 с.
10. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/ Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. Москва., 2018. 99–110 с.
11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 92 с.
12. Ананьев Б.Т. Психология чувственного познания. – Москва., 2018. - 127 с.
13. Ананьев Б.Г. Ощущение и потребности//Ученые записки. – ЛГУ, – № 244., Москва., 2021. – 163 с.
14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Москва. – Т.1-2, 2018. - 512с.
15. Ананьев Б.Г., Дворянина М. Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – Москва. – 2019. – 98ё с.
16. Аристотель. О душе. – Москва., 2018. – 186 с.
17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва.: Мысль, 2017. – 127 с.
18. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – Москва, 2017. – 341 с.
19. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб. 2017. – 149 с.
20. Блум, Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон. – Москва.: Мир. 2017. – 248 с.
21. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм еврознак, 2020. - 320 с.
22. Гамезо, М. В., Атлас по психологии: Информ. – метод материалы / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва.: Педагогическое общество России, 2018. – 276 с.
23. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - Москва.: Ось-89, 2019. - 172 с.
24. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2018. - 336 с.
25. Джемс У. Психология / У. Джемс. – Москва.: Педагогика. – 2018. – 111 с.
26. Джемс У. Психология / У. Джемс. – Москва.: Педагогика. – 2020. – 283 с.
27. Дружинин Н. Д. Психология. - СПб., 2019. – 301 с.
28. Дружинина, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинина. – СПб. – 2019.
29. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. / М. И. Еникеев. – Москва.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2020. – 624 с.
30. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. / Б. В. Зейгарник. – Москва, 2018. – 2015.
31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Москва, 2018. – 189 с.
32. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию.// Вопросы психологии №3, 2019. – 92 с.
33. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2020. – 34 с.
34. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2018. – 576 с.
35. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2017. – 170 с.
36. Кичатинов Л. П. Формирование мотивов деятельности школьников. – Учебное пособие. – Иркутск., 2020. – 128 с.
37. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л. – СПб., 2018. – 260 с.
38. Климов, Е. А. Основы психологии. Учебник для вузов. / Е. А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 2021. – 295 с.
39. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2018. – 368 с.
40. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. – СПб. - 2018. 79с.
41. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – Москва. 2017. – 94с.
42. Леонтьев, А. А. Психология общения. / А. А. Леонтьев. – Москва. 2021. – 183 с.
43. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Директ-Медиа, 2018. – 142 с.
44. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Директ-Медиа, 2018. - 187 с.
45. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Директ-Медиа, 2018. – 172 с.
46. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. – Москва. 2020. – 292 с.
47. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. – Москва. 2020. – 304 с.
48. Магун В. С. Понятие потребности и его теоретико-психологического контекста.// Вопросы психологии. - №2. – Москва. – 175 с.
49. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер. 2017. – 582 с.
50. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. 2017. – 592 с.
51. Марцинковская, Т.Д. История психологии. / Т.Д. Марцинковская. – Москва.: Издательский центр «Академия». 2014. – 544 с.
52. Маслоу, А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. – СПб. 2020. – 193 с.
53. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – Москва. – 2017. – 132 с.
54. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивации человека. – Пермь. – 2021. – 56 с.
55. Мутафова Ю. Г. Мотивы деятельности и общения в малой группе.// Социально-психологическая и лингвистическая характеристики форм общения и развития контактов между людьми. 2017. – 64 с.
56. Немов, Р. С. Психология. / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 687 с.
57. Общая психология / Под ред. Б.С. Братуся. - М.: Академия, 2017 - 352с.
58. Психология. Словарь./ Под ред. А В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Москва. 2017.
59. Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – Москва. 2021. – 357 с.
60. Реан, А. А. Психология изучения личности. – СПб. 2017. – 205 с.
61. Реан, А. А. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / сост. А. А. Реан. – СПб, 2018. – 257 с.
62. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. – Ижевск. 2018. – 140 с.
63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Москва. 2021. – 311 с.
64. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2018. – 113 с.
65. Степанова, О. П. Актуальные проблемы исследований в области социальной психологии. Монография / Под ред. О.П. Степановой, Л.Г. Бузуновой. – Магнитогорск: Магнитогорск, 2019. – 156 с.
66. Степанова, О. П. Практикум по социальной психологии / О. П. Степанова, Е.Ю. Семыкина [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2018. – 161 с.
67. Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. – МГУ. 2018. – 132 с.
68. Тихомиров О. К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: психологические механизмы целеобразования. – Москва. 2018. – 250 с.
69. Феоктистова С.В., Старикова Д.В. Проблемы профессионального самоопределения личности в условиях становления нового российского общества [Текст] / С.В. Феоктистова, Д.В. Старикова // Вестн. Рос. нового ун-та: проблемы социально-гуманитарных и психологических наук. – Москва. 2017. – 85–90 с.
70. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 87 с.
Никакой вид активности не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения. В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы – весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности