Министерство обороны и Генеральный штаб как специальные субъекты обеспечения обороны и их полномочия

Целью диссертации является правовой анализ сущности и содержания полномочий Министерства обороны и Генерального штаба Российской Федерации в области обороны, изучение нормативно-правовых актов, определения возможных направлений их совершенствования с учетом потребностей исполнительной власти при решении оборонных задач
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.01.2023
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Объект и предмет исследования
Объект исследования. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе деятельности Министерства обороны и Генерального штаба Российской Федерации в области обороны.
Предмет исследования составляют правовые акты Российской Федерации различной юридической силы, закрепляющие полномочия Министерства обороны и Генерального штаба Российской Федерации в области обороны, а также средства, способы и механизм их реализации при решении конкретных задач обороны России в современных условиях.
Актуальность работы
Обеспечение надежной и эффективной обороны — одна из важнейших задач любого государства. В России процесс перехода к новой системе экономических, политических, социальных, духовных и военно-политических отношений в условиях глубоких изменений геополитической картины мира, системного кризиса российского общества, активизации попыток ограничить влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни, существования комплекса внутренних и внешних угроз безопасности актуализировали проблему обороны. Действующее законодательство России не в полной мере отражает процессы, происходящие в области обороны, а поэтому нуждается в совершенствовании.

 

Оглавление

Введение 3

1 ГЛАВА. Теоретико-правовые основы деятельности специальных субъектов обеспечения обороны: Министерства обороны и Генерального штаба 8

1.1 Исторические этапы формирования Министерства обороны и Генерального штаба, как специальных субъектов обеспечения обороны. 8

1.2 Правосубъектность Министерства обороны, как специального субъекта в обеспечения обороны 20

1.3 Правосубъектность Генерального штаба, как специального субъекта обеспечения обороны 31

2 ГЛАВА. Организационно-правовые вопросы деятельности Министерства обороны и Генерального штаба, как специальных субъектов обеспечения обороны 38

2.1 Организационная структура специальных субъектов обороны 38

2.2 Правовое регулирование деятельности Министерства обороны как субъекта обеспечения обороны 42

Заключение 83

Список используемой литературы 85

Список используемой литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ

3. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ

4. "Военная доктрина Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)

5. Указ Президента РСФСР от 06.11.91 N 172 Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы;

6. Указ Президента Российской Федерации от 16.03.1992 г. № 252 «О Министерстве обороны Российской Федерации и Вооруженных Силах Российской Федерации»;

7. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2001 г. № 337с - Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры

8. Указ Президента Российской Федерации от 06.11.2012 № 1486 "О Министре обороны Российской Федерации"

9. Указ Президента РФ от 23.07.2013 N 631 (ред. от 17.01.2022) "Вопросы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации")

10. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 04.05.2022) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"

11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 г. № 94-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воробьева Вячеслава Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего подпункта «д.1» пункта 1 статьи 51 и пункта 4 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

12. Закон СССР от 1 февраля 1944 г. "О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат" (прекратил действие)

13. Конституция Китайской Народной Республики (статья 94) от 4 декабря 1982 г.: http://www.asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/#7

14. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов - https://worldconstitutions.ru/?p=89

15. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

16. Закон о национальной безопасности 1947 США (англ. National Security Act of 1947)

17. Совместная резолюция по вопросу о военных полномочиях конгресса и президента, 1973г.

18. Закон "О добровольном принципе комплектования ВС США", 1976г.

19. Закон "О чрезвычайном положении", США, 1976г.

20. Бараненков В.В. – Понятие, виды и правовая сущность военных организаций - Журнал: Военное право, 2011г., 27с.

21. Бараненков В.В. - Понятие и сущность ведомства в современном российском военном праве - Журнал: Военное право, 2016г., 15с.

22. Барсенков А.С., Вдовин А.И. — История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2005. - 816 с.

23. Белозеров В.К. - Развитие практики и теории гражданско-военных отношений в постсоветской России – Журнал: Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017г.

24. Белозерова О.А. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Государственная и военная деятельность А.Н. Куропаткина накануне и в период Русско-японской войны. 1903–1905 гг.» - СПб, 2015г.

25. Борисов В.А. - Высшие органы военного руководства СССР (1923 - 1991 ГГ.) - Журнал: Известия высших учебных заведений. Правоведение – 2с., 1996г. 

26. Вербицкая Т.В. – Вооруженные силы как основные специальные субъекты обеспечения обороны страны - Журнал: Военное право, 20с., 2014г.

27. Гареев М.А. – «А если завтра война?..» - Изд.: Владар, 1995г., 174с.

28. Герасимов В.В. – Генеральный штаб и оборона страны. Выступление на военно-научной конференции Академии военных наук – 2014г.

29. Колесниченко К.Ю., Оврах Г.П. - Политические проблемы решения военно-гражданских отношений России и США - Журнал: Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2017г.

30. Кудашкин А.В. – Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования. – 2003г.

31. Маштаков К.М. – Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук – Ростовский юридический институт МВД России. – 2001г.

32. Орлов А.Г. Конституционное право стран Латинской Америки. М., 2013. С. 997.

33. Павлов В.В. – Совет национальной безопасности США в оценках современных американских исследователей - Вестник МГИМО-Университета, 2016г.

34. Пойтин В.Г. - Сравнительный анализ законодательных основ строительства и деятельности вооруженных сил США, ФРГ, Италии, Российский военно-правовой сборник, № 2, 2004 г.

35. Фрунзе М.В. - Избранные произведения. М., 1977. С. 404 – 405.

36. Шлыков В.В. - Принципы формирования армии: мировой опыт. // Армия и общество / Сост. и общ. ред. Чалдымова Н.А. и Черкасенко А.И. — М.: Прогресс, 1990. С. 319-341.

37. Шлыков В.В. - Реформа Сердюкова как победа здравого смысла // Воздушно-космическая оборона, № 3, 2009.

38. Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации - Сборник материалов круглого стола (Москва, 27 августа 2020 г.)

39. https://mil.ru – официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации;

40. https://newizv.ru/article/general/28-09-2018/ministr-i-ego-armiya-ispolnilos-10-let-reformam-anatoliya-serdyukova

41. https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/55929ef39a794719538c782c

42. https://felicina.ru/nauka/istoriya-genshtaba/

43. https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11596901@cmsArticle

44. https://www.avnrf.ru/index.php/component/content/article/72-novosti-sajta/607-generalnyj-shtab-i-oborona-strany

45. https://www.belvpo.com/34227.html/

46. https://vpk-news.ru/articles/18998

47. http://function.mil.ru/function/pub-lic_board.htm  - общественный совет при министерстве обороны российской федерации

По этому закону был создан Совет национальной безопасности (СНБ) в составе президента, вице-президента, государственного секретаря и министра обороны. Задачей СНБ является "интеграция внутренней, внешней и военной политики в интересах обеспечения национальной безопасности с тем, чтобы военное и другие министерства и ведомства правительства более эффективно взаимодействовали в вопросах, относящихся к сфере национальной безопасности". Кроме того, СНБ обязан разрабатывать и постоянно докладывать президенту рекомендации по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. Для обеспечения деятельности СНБ при нем был создан аппарат во главе с помощником президента по национальной безопасности.  
Законом 1947 года было создано также национальное военное ведомство, которое поправкой 1949 года было переименовано в министерство обороны, включающее в себя три министерства видов вооруженных сил США, а также Комитет начальников штабов. Этим же законодательным актом было создано Центральное разведывательное управление (ЦРУ), задачами которого является обеспечение высшего политического руководства страны информацией, необходимой для принятия решений в сфере обеспечения национальной безопасности.