Развитие Я-концепции в юношеском возрасте

Целью данной работы является рассмотрение Я-концепции в изложении указанных четырех психологов: Зигмунда Фрейда, Роберта Бернса, Сергея Рубинштейна и Бориса Ананьева
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.01.2023
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.[1].
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям [2]
В современной психологии существует немало концепций развития ребенка от новорожденности до зрелости (старости). Все эти концепции развивались исторически и каждая из них имеет право на существование, так как была порождена выдающимися учеными-психологами. Основные концепции становления личности (Я-концепции) были сформулированы в конце 19 - 20 вв. Это, прежде всего, психоаналитическая концепция З. Фрейда, ядром которой является представление о трех уровнях сознания человека: бессознательного, предсознательного и сознательного. На основе этого он строит свое деление периодов развития личности (от оральной, анальной стадии к фаллической, генитальной, латентной).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Представление о Я-концепции в работах отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………..  6

1.1. Воззрения на Я-концепцию в зарубежных теориях…………………… 6

1.2. Воззрения на Я-концепцию в отечественных теориях ………………... 13

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1……………………………………………………… 17

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………… 18

2.1. Юношеский возраст………………………………………………………. 18

2.2. Задачи развития юношеского возраста………………………………….. 21

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник [Текст] / Г.С. Абрамова. — М.: Прометей, 2017. - 408 с.

2. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М., 1984. 

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989. 

4. Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг/Общ, ред. Парамонова Н.И, Дорогова Л.И.- М.: Издательская группа «Прогресс»,1986. 

5. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982. 

6. Бобалев А.А. «О психологическом понимании. Я человека, Я-образ и Я-концепция. Мир психологи.2002.№ 2. 

7. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 3,-М.: 1983. . Дашковский Н.И. «К вопросу о коммуникации с внутренним Я // Мир психологи. 2002 №2 

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. . Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс, 2001г. 

9. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: 1978. 

10. Костенко С.С. «К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентов, компетенции жизнеутверждающей адаптации//Высшее образование сегодня.2008 №8. 

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр Академия, 2004. 

13. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). 

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений - 2-е изд., стереотип. - М.; издат. центр Академия; Высшая школа, 2001. 

15. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 

16. Семиченко. Психология личности.- К.: Издатель Ешке О. М., 2001. 

17. Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997. 

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001. 

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов - на - Дону; издательство Феникс, 1997. 

20. Семенова Е.А. «Возможности развития самосознания. 2008. №7 «Психология личности». 

21. Соловьев. О.В. «Структура человеческого Я в потоке времени». Мир психологи. 2005. №13 

22. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М.: 1972 . 

23. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: 1983. 

24. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990. 

25. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологи.- М.: 1977. 

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. Гайдарики.2004. 

27. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом Бахрах , 2003. 

28. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981. 

29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения . 
Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.
Кризисным моментом этого периода является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями.