Приемы работы с текстом произведения при изучении творчества В.Г. Распутина в 6 классе
Введение
Валентин Григорьевич Распутин - русский советский писатель и публицист. Творчество В. Распутина развивалось в рамках «деревенской» прозы XX века. Его имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения которых выделяются пристальным вниманием к народному характеру.
В своих произведениях он поднимает множество проблем. К ним можно отнести такие проблемы, как проблема добропорядочности, проблема честности, проблема справедливости, проблема милосердия, проблема любви к природе, к Родине и другие. Данные проблемы являются актуальными и в наше время, следовательно и произведения В. Распутина актуальны. Именно поэтому его произведения включены школьный курс изучения литературы.
Изучением жизни и творчества занимались такие ученые, как В.Я. Курбатова, С.Г. Семенова, Н.С. Тендитник, И.А. Панкеева, Н.Н. Котенко, Г. Белая, А. Дырдин, Ф. Кузнецов и др. Изучение творчества писателя с методической точки зрения проводилось в работах А.Ф. Галимуллина (“Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных”), К.К. Акматов (“К вопросу изучения произведений автобиографического жанра в школе”), С.А. Волкова (“Принципы и приемы выражения авторской позиции в художественно-документальной прозе”) и др.
Несмотря на большой интерес к творчеству В.Г. Распутина, к его произведенияма нельзя сказать, что с методической стороны потенциал В. Распутина раскрыт со всей полнотой. В представленных выше методических работах основное внимание уделяется именно деревенской прозе В. Распутина, его повестям. Работ, которые посвящены рассмотрению автобиографической прозе, рассказов, в том числе и рассказа “Уроки французского” с методической точки зрения довольно мало.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского” 6
Глава 2. Анализ приемов работы с текстом рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» 12
Заключение 24
Список литературы и источников 26
Список литературы и источников
Художественные источники:
1. Распутин В.Г. Уроки французского: Рассказ. — М.: Сов. Россия., 1981. — 64с.
Научные источники:
2. Богданова О.Ю, Леонов С.А., Чертов В.Ф;Методика преподавания литературы : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Под ред. О. Ю. Богдановой. - 2. изд., стер. - М. : Academa, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.).
3. Большев Исповедально – автобиографическое начало в русской прозе второй половины 20 века. – СПб.: Филол. ф-т СПб. ун-та, 2002. – 170с.
4. Галимуллина А.Ф., Меликсетян В.Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения
5. Герасимова Л. Тревожная совесть Валентина Распутина. Литература в школе, 1979
6. Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике М., Л.: Просвещение, 1966. — 266 с.
7. Кудрявцева Е.В. Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников.
8. Овчарова Е.С. Изучение жанровых особенностей автобиографической прозы В. Ф. Тендрякова в 5-8 классах. Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2005 - 205 с.
9. Овченкова О.Ю. Теория и методика обучения литература в таблицах, схемах, тестах, 2011
10. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Литература. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 2. / под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2017. 305 с.
11. Сосновская И.В. Некоторые вопросы преподавания литературы сегодня через призму основных законов методики // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: мат-лы международной науч.- практ. конф., 21–22 марта 2014 г. / отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015. С. 15–24.
12. Сучков Б. Немного о книге и ее авторе/"Последний срок" В. Распутина/, В кн.: Б.Сучков. Действенность искусства. М., 1978
Электронные источники:
13. Автобиографические произведения русских писателей в изучении школьников. [Электронный ресурс]:
https://uchitelya.com/literatura/711-avtobiograficheskie-proizvedeniya-russkih-pisateley-v-izuchenii-shkolnikov.html (дата обращения: 26.04.22)
14. Виртуальная экскурсия на уроке истории: ожидания и реалии. [Электронный ресурс]:
https://infourok.ru/doklad-na-pck-virtualnaya-ekskursiya-na-uroke-istorii-ozhidaniya-i-realii-1130820.html (дата обращения: 31.05.22)
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Электронный ресурс]:
https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 20.04.22)
16. Особенности использования беседы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс]:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00696219_0.html (дата обращения: 2.06.22)
17. Прием кластер на уроке. [Электронный ресурс]:
https://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke (дата обращения: 2.06.22
18. Прием синквейн на уроке. [Электронный ресурс]:
https://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767 (дата обращения: 2.06.22)
19. Работа с эпиграфом на уроке. [Электронный ресурс]:
https://infourok.ru/statya-rabota-s-epigrafom-na-uroke-literaturi-3289404.html (дата обращения: 31.05.22)
20. Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы. [Электронный ресурс]:
https://posidpo.ru/rol-epigrafa-v-tselepolaganii-na-urokah-literaturyi/ (дата обращения: 31.05.22)
21. Современные приемы в преподавании литературы. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/sovremennye-priemy-v-prepodavanii-literatury-5112826.html (дата обращения: 28.04.22)
22. Трудное и счастливое время в рассказе «Уроки французского». [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/material.html?mid=124657 (дата обращения: 29.04.22)
Прием был использован успешно, так как учащиеся не только поняли значение предоставленных слов, но и, проанализировав эти значения, дали верный ответ на вопрос. Для обобщения знаний была организована работа в группах, где ученикам был предложен кластер с такими характеристиками человека, как доброта, скромность, простота, неприметность, аккуратность, забота о детях, материнская любовь, внимательность, интерес к азартным играм, красота и обаяние. Верные характеристики необходимо было проиллюстрировать примерами из текста, а неверные вычеркнуть и объяснить, почему данные характеристики являются некорректными. Прием был апробирован успешно, так как учащиеся работали в группах, и весь материал был охвачен в полном объеме за короткий промежуток времени. Также данный прием способствовал развитию системного мышления учащихся, обучению детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.[17]