Приемы работы с текстом произведения при изучении творчества В.Г. Распутина в 6 классе

Целью исследования является изучение приемов работы с текстом рассказа В.Г. Распутина в 6 классе, выявление из них наиболее успешных, эффективных, необходимых для раскрытия главной мысли писателя
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
124 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Валентин Григорьевич Распутин - русский советский писатель и публицист. Творчество В. Распутина развивалось в рамках «деревенской» прозы XX века. Его имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения которых выделяются пристальным вниманием к народному характеру.
В своих произведениях он поднимает множество проблем. К ним можно отнести такие проблемы, как проблема добропорядочности, проблема честности, проблема справедливости, проблема милосердия, проблема любви к природе, к Родине и другие. Данные проблемы являются актуальными и в наше время, следовательно и произведения В. Распутина актуальны. Именно поэтому его произведения включены школьный курс изучения литературы. 
Изучением жизни и творчества занимались такие ученые, как В.Я. Курбатова, С.Г. Семенова, Н.С. Тендитник, И.А. Панкеева, Н.Н. Котенко, Г. Белая, А. Дырдин, Ф. Кузнецов и др. Изучение творчества писателя с методической точки зрения проводилось в работах А.Ф. Галимуллина (“Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных”), К.К. Акматов (“К вопросу изучения произведений автобиографического жанра в школе”), С.А. Волкова (“Принципы и приемы выражения авторской позиции в художественно-документальной прозе”) и др.
Несмотря на большой интерес к творчеству В.Г. Распутина, к его произведенияма нельзя сказать, что с методической стороны потенциал В. Распутина раскрыт со всей полнотой. В представленных выше методических работах основное внимание уделяется именно деревенской прозе В. Распутина, его повестям. Работ, которые посвящены рассмотрению автобиографической прозе, рассказов, в том числе и рассказа “Уроки французского” с методической точки зрения довольно мало.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Особенности рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского” 6

Глава 2. Анализ приемов работы с текстом рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» 12

Заключение 24

Список литературы и источников 26

Список литературы и источников

Художественные источники:
1. Распутин В.Г. Уроки французского: Рассказ. — М.: Сов. Россия., 1981. — 64с.
Научные источники:
2. Богданова О.Ю, Леонов С.А., Чертов В.Ф;Методика преподавания литературы : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Под ред. О. Ю. Богдановой. - 2. изд., стер. - М. : Academa, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.).
3. Большев Исповедально – автобиографическое начало в русской прозе второй половины 20 века. – СПб.: Филол. ф-т СПб. ун-та, 2002. – 170с.
4. Галимуллина А.Ф., Меликсетян В.Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения
5. Герасимова Л. Тревожная совесть Валентина Распутина. Литература в школе, 1979
6. Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике М., Л.: Просвещение, 1966. — 266 с.
7. Кудрявцева Е.В. Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников.
8. Овчарова Е.С. Изучение жанровых особенностей автобиографической прозы В. Ф. Тендрякова в 5-8 классах. Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2005 -  205 с.
9. Овченкова О.Ю.      Теория и методика обучения литература в таблицах, схемах, тестах, 2011
10. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Литература. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 2. / под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2017. 305 с.
11. Сосновская И.В. Некоторые вопросы преподавания литературы сегодня через призму основных законов методики // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: мат-лы международной науч.- практ. конф., 21–22 марта 2014 г. / отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015. С. 15–24.
 12. Сучков Б. Немного о книге и ее авторе/"Последний срок" В. Распутина/, В кн.: Б.Сучков. Действенность искусства. М., 1978
Электронные источники:
13. Автобиографические произведения русских писателей в изучении школьников. [Электронный ресурс]: 
https://uchitelya.com/literatura/711-avtobiograficheskie-proizvedeniya-russkih-pisateley-v-izuchenii-shkolnikov.html (дата обращения: 26.04.22)
14. Виртуальная экскурсия на уроке истории: ожидания и реалии. [Электронный ресурс]: 
https://infourok.ru/doklad-na-pck-virtualnaya-ekskursiya-na-uroke-istorii-ozhidaniya-i-realii-1130820.html (дата обращения: 31.05.22)
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Электронный ресурс]: 
https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 20.04.22)
16. Особенности использования беседы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс]: 
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00696219_0.html (дата обращения: 2.06.22)
17. Прием кластер на уроке. [Электронный ресурс]: 
https://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke (дата обращения: 2.06.22
18. Прием синквейн на уроке. [Электронный ресурс]: 
https://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767 (дата обращения: 2.06.22)
19. Работа с эпиграфом на уроке. [Электронный ресурс]: 
https://infourok.ru/statya-rabota-s-epigrafom-na-uroke-literaturi-3289404.html (дата обращения: 31.05.22)
20. Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы. [Электронный ресурс]: 
https://posidpo.ru/rol-epigrafa-v-tselepolaganii-na-urokah-literaturyi/ (дата обращения: 31.05.22)
21. Современные приемы в преподавании литературы. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/sovremennye-priemy-v-prepodavanii-literatury-5112826.html (дата обращения: 28.04.22)
22. Трудное и счастливое время в рассказе «Уроки французского». [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/material.html?mid=124657 (дата обращения: 29.04.22)

Прием был использован успешно, так как учащиеся не только поняли значение предоставленных слов, но и, проанализировав эти значения, дали верный ответ на вопрос. Для обобщения знаний была организована работа в группах, где ученикам был предложен кластер с такими характеристиками человека, как доброта, скромность, простота, неприметность, аккуратность, забота о детях, материнская любовь, внимательность, интерес к азартным играм, красота и обаяние. Верные характеристики необходимо было проиллюстрировать примерами из текста, а неверные вычеркнуть и объяснить, почему данные характеристики являются некорректными. Прием был апробирован успешно, так как учащиеся работали в группах, и весь материал был охвачен в полном объеме за короткий промежуток времени. Также данный прием способствовал развитию системного мышления учащихся, обучению детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.[17]