Проблемы правового регулирования медицинской помощи
Введение
1.Объект исследования
В работе исследуется очерченный комплексом исследований широкий круг проблем, сопровождающих процесс оптимизации правового регулирования здравоохранения.
1.1 Цель исследования
Обнаружение и освещение современных проблем правового регулирования медицинской помощи в России в различных областях медицинской помощи, которые регулируются ФЗ-323. Выявление перспектив изменений, которые открываются в настоящее время в сфере правового регулирования медицинской помощи.
1.2 Задачи исследования
1. Ознакомление с историей правового регулирования медицинской помощи
2. Выявление основных проблемных сфер в сфере правового регулирования медицинской помощи
3. Изучение нюансов законодательного регулирования при более детальном изучении ФЗ-323 и Закона РФ № 2300-1.
4. Освещение проблем и перспектив развития проблемных сфер
5. Изучение на практике одной из проблемных сфер правового регулирования медицинской помощи в России
6. Резюмирование выводов из полученной информации
Исследование планируется проводить с помощью изучения теоретической информации в сети Интернет, в статьях и книгах по теме правового регулирования медицинской помощи в России, а также путём практического погружения в работу в сфере, деятельность которой регулируется в том числе исполнением ФЗ-323.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Объект исследования 3
1.1 Цель исследования 3
1.2 Задачи исследования 3
1.3 Актуальность исследования 4
2. История развития законодательства, регулирующего осуществление медицинской деятельности в России 5
3. Регулирование отношений по оказанию медицинских услуг 13
3.1 Нормативные акты, регулирующие деятельность по оказанию медицинских услуг. 14
3.2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №323. 26
4.Проблемы правого регулирования оказания медицинской помощи 31
4.1 Юридическая ответственность медицинских работников и проблемы правового регулирования 31
4.2 Правовые проблемы трансплантологии. 45
4.3 Проблемы правового регулирования клонирования человека 56
4.4 Борьба с фальсификацией медизделий: проблемы правового "статуса" заявлений производителей и писем Росздравнадзора 60
Заключение 72
Список использованной литературы 73
Список использованной литературы
1. Акопов В.И. «Право в медицине». - М.: Книга-сервис, 2013. - 377 с.
2. Воробьева Л.В. «Медицинское право». - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
3. Горбунова Н.А. «О презумпции согласия на изъятие органов и тканей человека после его смерти», «Медицинское право». 2005. № 11. С. 51-54.
4. Каримова Ю.В. Савицкая Д.В., «Правовые проблемы трансплантологии», Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2015 г.
5. Конституция Российской Федерации // Конституционный закон Российской Федерации от 12.12.1993.
6. Колоколов Г.Р. «Проблемы правового регулирования здравоохранения и метод их разрешения»,журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии», 2015 ВАК.
7. МаляеваЕ.О. «Медико-правовые проблемы ответственности медицинских работников»,Маляев К.В., журнал «Вестник хирургии имени И. И. Грекова», 2009 г.
8. Новости РБК о ситуации с производителями медоборудования от 31 августа 2021. URL: https://plus.rbc.ru/news/6124d1107a8aa9094eb1ddba. Дата обращения к ресурсу 27.05.2022г.
9. «О продлении запрета на клонирование человека», от 29 марта 2010 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/7277.Дата обращения к ресурсу 29.05.2022г
10. Плиев Р.С., «История развития законодательства, регулирующего осуществление медицинской деятельности в России», «Ленинградский юридический журнал»,№ 3 (49) 2017.
11. Приказ Минздрава России от 15.10.2015 N 724н (ред. от 19.08.2020) "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41478) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195798/. Дата обращения к ресурсу 02.06.2022г
12. Сироткина А.А. «Регулирование отношений по оказанию медицинских услуг: практические проблемы и способы их решения», «Журнал акушерства и женских болезней», 2004 г.
13. Система нормативов для медицинского оборудования по классификатору ISO: Документы раздела 11.040.30 Хирургические инструменты и материалы URL: https://www.normacs.ru/Doclist/folder/110403000.html.Дата обращения к ресурсу 03.06.2022г
14. Степанова Е.Н. «Социологическая оценка правового регулирования органов донорства для трансплантации в России»,«Вестник Московского университета». 2002. № 4. С. 174-178.
15. Федеральный закон №323 от 01.11.2011, вступил в силу 21.11.2011 URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-gДата обращения к ресурсу 20.05.2022г
16. Шишков С. «Будет ли в России Медицинский кодекс?», «Рос. юстиция».1997. № 1. С. 38.
Следует упомянуть, что все рассмотренные выше способы регулирования отношений, возникающих в сфере гражданского права, относятся к случаям с живым донором. При изъятии органов у трупа учитывается презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей, т.е. то, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель не заявляли о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации после смерти. Хотя это положение вступает в конфликт со ст. 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле», где закреплен порядок волеизъявления лица о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела и гарантирует погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников [11]. Следовательно, появляется вопрос о правомерности изъятия органов и (или) тканей у умершего с разрешения главного врача учреждения здравоохранения, исходя из презумпции согласия. Способом решения данной проблемы следует считать замену понятия «презумпция согласия» на «испрошенное согласие», что поможет защитить как права врачей (в случае судебного разбирательства), так и интересы родственников. Правда, есть опасения, что при такой замене понятий количество донорских органов резко сократится. По статистике, только 22 % россиян готовы дать согласие на изъятие своих органов после смерти (в Испании таких людей около 90 %). Следующим важным моментом, защищающим медицинских работников в случае изъятия органов и тканей, а родственников - от злоупотребления возложенными на врачей полномочиями, служит определение факта смерти. С этого момента появляется право на изъятие органов и (или) тканей человека. Так, с биологической точки зрения смерть человека - это прекращение жизнедеятельности организма и гибель вследствие индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других полимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. С юридической точки зрения смерть - событие, которое, согласно гражданскому законодательству, влечет за собой возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей человека. Для трансплантологии смерть устанавливается в соответствии с «инструкцией по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга». Данное событие порождает право изымать органы и (или) ткани для пересадки их третьему лицу.