Мусульмане в современной Европе: проблемы политической интеграции
Введение
Массовая иммиграция в европейские страны, начавшаяся в XX веке и продолжающаяся по сей день, повлекла за собой множество проблем. Большой поток иммигрантов из разных регионов мусульманского мира в страны Западной Европы несомненно оказывают влияние на все сферы общественной жизни. Ислам, самая молодая мировая религия, распространяется быстрее всех других конфессий. Доля мусульман в населении западноевропейских стран неуклонно растет. Поэтому одной из глобальных проблем является необходимость интеграции иммигрантов-мусульман в принимающее общество, построения межкультурного диалога.
За последние десятилетия миграционные процессы обрели глобальный характер. Резкое увеличение масштабов миграционных потоков было обусловлено процессами глобализации и, прежде всего, экономическими обстоятельствами. Перемещение рабочей силы из государств «третьего мира» туда, где на рынке труда ощущается дефицит предложения рабочей силы, повышало степень взаимозависимости и взаимовлияния обществ и стран. Одним из важнейших центров притяжения мигрантов стала Европа.
Постановка проблемы. В результате массовой иммиграции в страны Европы из стран «третьего мира» формируются сообщества мигрантов. Часть мигрантов стремится сохранить свою культуру, язык, традиции, образ жизни, что затрудняет их интеграцию в общество принимающей страны.
В XXI веке усиливается внимание к жизни мусульманских сообществ, а также распространению и воздействию ислама. В условиях значительного влияния средств массовой информации и коммуникации ислам и мусульмане нередко стали ассоциироваться с терроризмом и исламистскими организациями. Устойчивость мусульманских сообществ к внешним воздействиям представляют особый интерес для исследования. Существенное влияние на них и на их взаимоотношения с обществом, в котором они проживают, оказывают страны их происхождения. Увеличение численности мусульман и усиление их общин в Европе, их внутренние конфликты, в конечном счете, создают немало проблем, связанных с интеграцией мусульман в европейское общество, исламо-христианского диалога и борьбы с исламофобией.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к определению миграционных процессов 8
1.1. Миграционные процессы 8
1.2. Возникновение диаспор 18
ГЛАВА 2. Характеристика мусульманских сообществ в странах Европы в начале XXI веека 27
2.1. Основные направления иммиграции мусульман в страны Европы в XXI веке 27
2.2. Особенности мусульманских сообществ 31
ГЛАВА 3. Проблемы интеграции мусульманских сообществ в контексте иммиграционного кризиса 37
3.1. Религиозные и социально-культурные аспекты общественной жизни как главные проблемы интеграции мусульманских мигрантов 37
3.2. Политическое участие мигрантов в контексте обеспечения безопасности стран Европы 40
Не найдено
Многие исследователи данной темы полагают, что в вопросе политической интеграции европейских мусульман следовало бы придерживаться не либерального, а минималистского понимания демократии, которое в целом соответствует определению полиархии, разработанному Р. Далем, и широко используется при составлении глобальных индексов (например, Индекса демократии). Оно подразумевает принятие режимов политической соревновательности, гражданского участия, значимую связь политических партий и электората. Такой подход позволяет смягчить "ценностное противостояние". Как позитивный шаг в этом направлении можно отметить легализацию в Великобритании с 2007 г. мусульманских третейских судов, применяющих нормы исламского права в разрешении гражданских споров между мусульманами. Анализируя результаты Всемирного обзора ценностей (WVS), П. Норрис и Р. Инглхарт отмечают, что при сравнении политических установок относительно успешности демократической практики, поддержки демократических идеалов, неодобрения сильных лидеров между исламским и западным миром наблюдается минимальная разница.
Аналитический потенциал секулярной парадигмы явно недостаточен для объяснения многих современных процессов, включая сохраняющуюся глобальную публичность религии и социально-политическую активность религиозных институтов в современном мире. Сама европейская секуляризация имеет выраженный нелинейный характер. В частности, на социетальном уровне такие традиционно католические страны, как Австрия и Испания, менее секуляризованы, чем традиционно протестантская Скандинавия. На институциональном уровне государственно-церковные отношения варьируются от лаицизма Франции до сотрудничества основных церквей с государством в социальной сфере в Германии и сохранения государственных церквей в Великобритании и Дании. Привилегированное положение христианских церквей во многих странах Европы вызывает критику мусульманских сообществ, которые чувствуют себя ущемленными. Например, власти Германии много лет отказывают мусульманским общинам в получении статуса корпорации частного права, которым обладают христианские и иудейские общины.