Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации

Целью данного исследования является проведение полного научного анализа конституционных форм осуществления власти народом
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
125 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В соответствие со ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Демократизм, прежде всего, заключается в обеспечении народовластия, разделении властей (законодательная, исполнительная и судебная), идеологическом и политическом многообразии, местном самоуправлении.
Тема данной работы посвящена актуальному вопросу – конституционным формам осуществления власти народа в Российской Федерации. В Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это значит, что Россия провозглашается государством народовластия. Народ с юридической точки зрения означает принадлежность данной группе населения, то есть совокупности людей, ассоциированный в рамках единого государства, к соответствующему государству.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема власти – главная проблема всей истории человечества, особенно его политической истории. Не обладая властью, никакая общность людей не может нормально существовать и развиваться. Содержание власти как сложного социального явления зависит от того – кто, как и в чьих интересах ее в данном обществе осуществляет. Поэтому проблема участия в осуществлении народовластия или его большинства важна. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Это означает, что народ осуществляет власть самостоятельно, независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее в собственных интересах. Народовластие (демократия) является популярным. В настоящее время нет ни одного влиятельного политического движения, которое не использовало бы этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей.
Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе, предполагающем построение категории  исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. В этом случае демократия характеризуется как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность.

Содержание

Введение 5

1  Теоретические основы народовластия в России 7

1.1 Понятие и сущность народовластия 7

1.2 Развитие идеи народовластия в России и ее законодательное закрепление 12

1.3 Конституционно-правовые гарантии власти народа 18

2 Непосредственная демократия как форма осуществления власти народа в Российской Федерации 21

2.1 Формы непосредственного выражения власти народом 21

2.2 Выборы как важнейшая форма прямого народовластия 23

2.3 Референдум и его роль в осуществлении власти народом 27

3 Представительная демократия как форма осуществления власти народа Российской Федерации 32

3.1 Формы представительного народовластия 32

3.2 Формы осуществления власти народом через представительные органы государственной власти 40

3.3 Формы осуществления власти народом через органы местного самоуправления 45

Заключение 51

Не найдено

Согласно Конституции РФ, представительные органы (парламенты) имеют право решать важнейшие вопросы жизни людей (принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и т.д.). Во многих европейских странах представительные органы наделены самыми широкими полномочиями и функциями, но наиболее важным органом является принятие законов и утверждение бюджета страны на определенный период.
Хотя представительные органы власти не контролируют исполнительную (президентская республика), они все же наделены определенными правами. Соответственно, эффективность и качество работы законодательных (представительных) органов во многом будут зависеть от степени взаимодействия с исполнительным органом [50, с. 139].
Также стоит отметить очень важный момент – это невмешательство в деятельность представительных органов при осуществлении ими своих полномочий. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборами Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных институтов субъектов федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные институты обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система целостна, она характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.
Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ [1]. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является еще одной важной чертой демократического государства. Соблюдение этого принципа возможно только в демократических странах, где отрицается произвол и не допускается тирания. Только при обеспечении принципа уважения прав и свобод человека и гражданина государство может быть оценено как подлинно демократическое.