Судебной власти в конституционной системе разделения властей
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация с принятием Конституции РФ 1993 года признает основные демократические начала, что отражается в нормах Основного закона Российской Федерации. Они отражают государственное устройство, взаимоотношения населения и государственного аппарата, а также основную ценность государства – права и свободы человека. Для надлежащего обеспечения, реализации и защиты указанной ценности государства, функционирует особый принцип деятельности государственной власти – принципа разделения властей. Каждая ветвь власти осуществляет исключительные полномочия: законодательная – устанавливает специальные нормы поведения в форме законов и иных нормативно-правовых актов; исполнительная – осуществляет деятельность по непосредственному управлению государством и реализации законодательства; судебная – осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина посредством особого производства. Естественно, что указанные направления деятельности нами описаны в общей форме и в рамках
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
1 Общие положения о судебной системе в Российской Федерации 6
1.1 Основы судебной власти и характеристика судебной системы в Российской Федерации6
1.2 Конституционное право на судебную защиту12
1.3 Принципы судебной системы20
1.4 Основы статуса судей22
2 Система судов в судебной системе Российской Федерации 26
2.1 Конституционный Суд и конституционные (уставные) суды субъектов РФ26
2.2 Верховный Суд29
2.3 Суды общей юрисдикции31
2.4 Арбитражные суды36
2.5 Специализированные суды38
3 Проблемы судебной системы в системе правосудия в Российской Федерации43
3.1 Проблемы судебной власти в Российской Федерации и их причины43
3.2 Предложения к дальнейшему развитию судебной системы в России53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – С. 1.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 04.05.2022).
О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13, ст. 1447.
Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 18, ст. 1589.
О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1, ст. 1.О военных судах Российской Федерации : федер. конституц. закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26, ст. 3170.О Верховном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 6, ст. 550.О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 51, ст. 6270.По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 491-О // Вестник Конституционного Суда РФ. –2006. – № 2. – С. 5.
Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в РФ // Российский судья. – 2006. – № 10. – С
Закрепление и соблюдение совокупности данных принципов позволяет говорить о справедливом и правомерном отправлении судопроизводства, с целью чего существует и функционирует суд в правовом государстве.
Принцип, осуществляющий, с одной стороны некий общественный контроль в осуществлении правосудия, а с другой стороны наиболее высокий уровень справедливости и в какой-то степени еще одно проявление гласности, заключается в участие граждан в осуществлении правосудия, а точнее, право граждан участвовать в судебном заседании в качестве присяжных и арбитражных заседателей, что является гражданским долгом каждого6 в соответствии со ст. 8 ФКЗ «о судебной системе»[5].
Принцип гласности, который уже был упомянут выше, закреплен в ст. 9 ФКЗ о судебной системе, и заключается в открытом разбирательстве, согласно ст. 123 Конституции РФ[1]