Теории демократии: классические и современные
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «демократия» происходит от греческого слова «demokra-tia», состоящего из двух слов «demos» - народ и «kratos» - власть, правление. Следовательно, буквальный перевод слова «демократия» - власть народа. Этот, известный всем перевод, объясняет весь смысл данного термина. Ведь в наше время - это слово является разносмысловым и может обозначать массу разных понятий, таких как: какое-то социальное институты, форму организации политической практика, политический система, формы политического устройства государства, способ организации некого коллектива и многие другие концепции. Кроме различных смыслов, которые несет данное слово, существует и огромное количество различных теорий, моделей, трактовок демократического режима. В некоторых источниках можно найти информацию о более чем 500 различных моделях демократии, существовавших ранее, либо же существующих и сейчас. Среди существовавших ранее можно выделить такие демократические формы организации общественной жизни как Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д. Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ 3
2. Демократия как явление политической реальности и как политический режим 6
2.1. Эволюция демократии 6
2.1.1. Первобытные формы демократии 6
2.1.2 Античная демократия 7
2.1.3 Политические и правовые представления средневекового общества 10
2.1.4 Картина мира человека нового времени 12
2.2. Характеристика и функции демократического режима 13
2.3. Основные формы и институты демократии 14
3.1. Либерально-демократическая теория 16
3.2. Радикально-демократическая теория 16
4. Современные модели демократии 18
4.1. Партиципаторная демократия 18
4.2. Элитарная демократия 19
4.3. Плюралистическая демократия 21
5. Заключение 23
6. Список литературы 24
Список литературы
1. Алексеева, Т.А. Политическая философия. От концепций к теориям. Москва: РОССПЭН. 2007. 25 п.л.
2. Алексеева, Т.А. Справедливость как политическая концепция. Москва: МОНФ. 2001. 260 с.
3. Алексеева, Т.А. Современные политические теории. Москва: РОССПЭН. 2000. 343 с.
4. Аристотель, Политика / Аристотель; Пер. С.А.Жебелева, М.Л.Гаспарова, М.: ООО «Издательство ACT». 2002. 393, 7. с.
5. Бочаров, В.В. Политическая антропология и общественная практика // Антропология власти: хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. Т. 1.СП6., 2006. С. 118-129.
6. Баландье, Ж. Политическая антропология: Пер. с фр. М.: Научный мир. 2001.203 с.
7. Вебер, М. Избранные произведения /пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808с.
8. Гидденс, Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 78—107.
9. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
10. Дюверже, М. Идея политики. Применение силы (власти) в обществе. М. 1991.
11. Локк, Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. С.135-406.
12. Макеева, Л. Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин // История философии. М.2005. № 12. с.45 — 62.
13. Мотрошилова, Н. В. О лекциях Юргена Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции// Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Академия, 1995. С. 113-166.
14. Муфф, Ш. Карл Шмитт и парадокс либеральной демократии // Логос. 2004.-№6. 140-153.
15. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. 176 с.
16. Йозеф Шумпетер, Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика,1995. - 540 с. 1995
17. Хейвуд, Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского. М., 2005. С. 97.
Сторонники элитарной модели демократии делят общество на правящее меньшинство — элиту и большинство, не имеющее реальной власти — массу. Масса, в своем большинстве, не интересуется политикой, не обладает необходимыми знаниями и полнотой информации о политическом состоянии в государстве. Как следствие – масса не умеет принимать корректные решения, поэтому она добровольно передает элите право руководить политическим процессом. Политическое участие массы ограничивается выборами вследствие того, что большинство граждан иррационально, некомпетентно в политической сфере и имеет непостоянные предпочтения. К тому же рост гражданского участия ведет к подрыву стабильности и эффективности, достижение которых является едва ли не главной целью демократии. Родоначальником элитарной концепции демократии является Йозеф Шумпетер. Он утверждал, что демократия не означает, что народ непосредственно управляет: «Демократия — значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять». Демократичность этого метода определяется наличием свободной конкуренции за голоса избирателей между претендентами на роль лидеров.