Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «окружающий мир»
Введение
Актуальность темы. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач нашей страны. В настоящее время она особо актуальна, так как здоровое поколение школьников является важнейшим фактором обеспечения будущего нации.
Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольный период, расширяются и углубляются в период школьного обучения и затем закрепляются, оформляясь в культурные навыки. Однако, по данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию. Здоровье школьников ухудшается в?первую очередь?из-за укоренившегося в российской школе содержания образования и уклада школьной жизни.?Кроме этого приходится признать, что большинство граждан нашей страны имеет низкий уровень ценности здорового образа жизни, в связи, с чем у людей отсутствует понимание необходимости укрепления своего здоровья и заинтересованность в регулярных занятиях физической культурой
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников во внеурочной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир»…………………………………........
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни»………………………………………………………. 7
1.2.Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников ………………………………………………………………..
1.3. Роль внеурочной деятельности в формировании представлений о здоровом образе жизни у младших школьников…………………………………………………
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»……………………………………….
2.1. Анализ опыта педагогов по проблеме исследования…………………………………………………
2.2. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников..………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….. 43
Библиографический список………………………………………….. 47
Приложение……………………………………………………………... 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Проспект,2021. – 39 с.
2.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ.– 31.12.2012. –№ 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
3.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124–ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации – 6-е изд., переработанное. – М.:. Просвещение, 2018. – 53 с.
5. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 3–е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. Т. I. –М.:РУДН, 2016. – 443 с.
6. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 391 с.
7.Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
8.Анащенкова С.В. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «Школа России» / С.В. Анащенкова. – М.: издательство «Учитель», 2017. – 131 с.
9.Анащенкова С.В. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» / С.В. Анащенкова. – М.: издательство «Учитель», 2018. – 191 с.
10. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2017. – 472 с.
11.Антонова А.А., Денисова Н.Г. Совместная деятельность образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей // Материалы XI Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени». – Йошкар-Ола: ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медколледж», 2016. – С. 17-19.
12.Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2015. - № 3. - 211с.
13. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г.А. Апанасенко. – СПб.: Изд-во «Питер», 2017. – 212 с.
14.Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся / В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2015. – 270 с.
15.Баль Л.В., Барканова С.В. Здоровьесберегающая педагогика/Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2018. –190с.
16. Безруких М.М. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 311 с. 51
17.Белякова О.П. Формирование потребности в здоровом образе жизни школьников // Сб. конф. НИЦ Социосфера. – 2017. – № 39. – С. 229-231.
18.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Владос,2016. – 322с.
19.Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 477 с.
20.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 212 с.
21.Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.: Просвещение, 2018. – 190 с.
22. Василенко В.А. Детский фольклор / В.А. Василенко. – М.: Высшая школа, 2019. – 198 с.
3.Социальное, целью которого является осознание важности социальных норм и установок, формирование социальных навыков, знакомство с законами развития общества (Степанов, Григорьев, 2017, 47).
Методы реализации данного направления:
1.Организация персонального навыка, обучающегося в претворении социально значимой деятельности.
2.Обретение практики самопознания, самоуправления, самоконтроля.
3.Предоставление психолого-педагогической поддержки в случаях обнаружения проблем адаптационного характера.
4.Общекультурное, задачей которого рассматривается воспитание нравственных ценностей экологическое воспитание.
Методы реализации данного направления:
1.Расширение знаний учащихся о культурологических, эстетических понятиях, творческого самосовершенствования учащихся.
2.Реализация различных форм взаимодействия с природой.