Особенности фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.
Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, и другие.
Фонематическая система включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления
Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью речевого слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Согласно данным Л.Е. Журовой и Д.Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется только в процессе специального обучения и является результатом развития наиболее высоких форм фонематического слуха. Под данным термином понимается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова.
По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1 Понятие «фонематический слух» в современной литературе. 8
1.2 Развитие фонематического слуха в онтогенезе 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 15
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией 15
2.2 Особенности фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией 21
2.3 Анализ методик изучения фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. 23
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Елена Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 320 с.
2. Беккер, К.П. Логопедия: / К.П. Беккер, М. Совак. - Пер. с нем. – М., 1999. - 288с.
3. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Нарушения речи. [Текст]: / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова – М., 2008. – 777 с.
4. Бессонова, Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. [Текст]: / Т.П Бессонова., О.Е. Грибова – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.
5. В. Лебединский, А. М. Шахнарович // Проблемы психолингвистики: сб. статей. / Инст. языкознания АН СССР, 1975.
6. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – Москва : АСТ : Астрель, 2005. –208 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст]: / Е.Н. Винарская – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 2011. – 528 с.
9. Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст]: / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1995. – 77 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 472 с.
12. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
13. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст]: / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. – М.: 2000. Т 1-2. – 252 с.
14. Гуровец Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст]: / Г. В. Гуровец, С. И Маевская // Вопросы логопедии. – № 8. – С 19-21 с.
15. Гуровец Г. В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. [Текст]: / Г. В., Гуровец С.И. Маевская – М., 2012. – 257 с.
16. Дефектологический словарь. - М., 1998. - 504 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформираванностью фонематического восприятия [Текст]: / Л. Н. Ефименкова – М.: Книголюб, 1991. – 143 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: / Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б.Филичева. –Екатеринбург: Изд-во Ард Лтд, 2004. – 320 с.
19. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]: / Н. С. Жукова – М.: Литур, 1994. − 315 с.
20. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст]: / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
21. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / Валентина Киселева. – Москва : Школьная пресса, 2007. – 48 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2004. – 224 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 367с.
24. Левина, Р.Е. Логопедическое обследование: Преодоление нарушений речи у детей [Текст]: / Р.Е.Левина Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2010. –284 с.
25. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей [Текст]: / Р.Е.Левина – М. 2011. – 234 с.
26. Леонтьев, А. Л. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. Л. Леонтьев. – М. : Наука, 1974. – 368 с.
27. Логопедия [Текст]: / под ред. Л. С. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой. – М.: Просвещение, 1999. – 524 с.
28. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений [Текст]: / под ред. Л. С.Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 680 с.
29. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». СПб., 2000. - С.177-182 с.
30. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 1962. – 431 с.
31. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
32. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
33. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст]: / О. В. Правдина – М.: 2008. – 384 с.
34. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.
35. Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа [Текст]: / И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. – 134 с.
36. Селиверстов, В.И. Логопедия: Пособие для логопедов. [Текст]: / В.И. Селиверстов– М., 2010. – 407 с.
37. Соботович, Е.Ф. Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст]:, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2004. – №4. – 50 с.
38. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника [Текст] : пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2001. – 32 с.
39. Трефилова, Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии [Текст]: / Т.Н. Трефилова 1997 г., №5 - М 2012. – 384с.
40. Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие. [Текст]: / Н.М. Трубникова Екатеринбург 2005. – 48 с.
41. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. –224 с.
42. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. [Текст]: / Т.Б. Филичева Т.В. Туманова - М., 2009. – 295 с.
43. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками [Текст] : пособие для логопедов и родителей / М. С. Хватцев. – М. : Аквариум, 1996. – 71 с.
44. Хрестоматия по логопедии [Текст]: / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивестрова. – М., 2007. – 560 с. (Т.I), 656 с. (Т.II).
45. Чиркина, Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата [Текст] / Г.В. Чиркина. – М. : Педагогика, 1969. – 223 с.
46. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2008. – 240 с.
47. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве [Текст] / Н. Х. Швачкин. – М. : АПН РСФСР, 1948. – 330 с.
48. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 115 с.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]: / Д. Б. Эльконин; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Левина Р.Е. при изучении фонематического слуха отмечает, что необходимо обследовать все корригирующие фонемы из групп, шипящих и свистящих (са-ша, ша-са, са-за), звонких глухих (па-ба, та-да, ка-га), сонорных (ра-ла), мягких и твердых (са-ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие шипящих и свистящих звуков, так наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук «х» со взрывным «к», что часто наблюдается у детей с фонетическим недоразвитием. Можно так же обратить внимание на то, как ребенок различает слова по звуковому составу, но разные по смыслу. Усложняя условия, можно попросить
ребенка повторить 3 – 4 звука или простых слога, включающие разные, как гласные, так и согласные звуки, так и акустические близкие. Этот прием выделяет не только дифференциацию звуков речи, но и удержание последовательности звуков и слогов, их количество. Оценка по результатам обследования выводится в баллах от 0 до 3, за каждое выполненное задание.