Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена высокой ролью административной ответственности в регулировании самых различных общественных отношений. Данному виду юридической ответственности присущи качества, которые позволяют использовать юридические инструменты с большей гибкостью, а также предоставляют возможность оперативно защищать публичные интересы. Эти и другие качества определяют использование административной ответственности в правовом регулировании самых различных сфер общественной жизни. Отношения в области налогов не являются исключением. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговая система страны имеет особое значение, поскольку ее состояние отражает не только финансовое благополучие государства, но и жизнь всех слоев населения независимо от их возраста и социального статуса. Любое современное и развитое государство является налоговым, поскольку основная масса его публи
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………….……7
Административная ответственность как вид юридической ответственности……………………………………………………………………...7
1.2 Правонарушения как основание привлечения к налоговой и административной ответственности………………………………………………19
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ………..25
2.1 Понятие и особенности административной ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………… …….25
2.2 Административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за налоговое правонарушение……………………..……………………………………………...31
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ……………………………………………………………………………...45
3.1. Органы власти уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях…...……………………………..45
3.2 Содержание производства по делам об административных правонарушениях в области налогов……………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3012.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2021) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ruСудебная практика:
5. Постановление Арбитражного Суда Поволжского Округа от 04.06.2020 по делу № А55-26674/2019 «Суда отказал в удовлетворении требования ООО «Сырейская паллетная компания» Инспекции, доначислившей налог на прибыль, НДС, пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные Обществом первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций с контрагентами. Судом отклонен довод Общества о том, что налоговый орган обязан был рассчитать налог на прибыль в порядке, предусмотренном подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Общество учло расходы по сделкам, которые не имеют разумной хозяйственной (деловой) цели, направлены на получение налоговой экономии в виде завышения расходов по налогу на прибыль и вычетов НДС. Следовательно, налоговый орган обоснованно применил положения ст. 54.1. НК РФ при доначислении налога на прибыль, а правовые основания для применения подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ отсутствуют».
6. Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 1596-О «Суд отказал по жалобе гражданки С.Д.
виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения, за которое законодательством РФ установлена административно-правовая ответственность. На практике, исходя из полученных в ходе нашего исследования выводов, можно заключить, что данное законодательство представлено КоАП РФ и НК РФ, что неизбежно приводит к коллизии двух кодифицированных актов.
В этой связи, для придания административному правонарушению статуса единого и достаточного основания для применения ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, носящей административно-правовой характер, требуется осуществление комплекса мероприятий по унификации положений об ответственности за правонарушения в налоговой сфере и закреплении их в КоАП РФ.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
2.1. Понятие и особенности административной ответственности за налоговое правонарушение