Анализ транспортно-логистической деятельности предприятия в рамках Северного Морского пути
ВВЕДЕНИЕ
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) – особый регион, вместе с морской экономической зоной и континентальным шельфом занимает 30% территории страны. Социально-экономическое развитие регионов российской Арктики, создание оптимальных социальных условий, обеспечение национальной безопасности и усиление многоцелевого присутствия России в Арктике во многом связаны с транспортно-коммуникационной политикой федеральных властей.
Стратегическое значение приобретает системное и комплексное развитие морской транспортной магистрали российской Арктики - Северного морского пути (СМП), соединяющего северозападные, северные и дальневосточные порты, Европу с Азией.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы выражается в том, что интерес к Арктике, ее вопросам и путям их решения весьма значителен, что обусловлено самой «северностью» России.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ транспортно-логистической деятельности предприятия в рамках Северного Морского
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ 5
1.1 Географическая, климатическая, геополитическая и экономическая характеристики Северного морского пути 5
1.2 Анализ использования транспортного потенциала Северного морского пути 8
1.3 Зарубежный опыт управления развитием региональной логистической инфраструктуры 15
2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СОВФРАХТ» 19
2.1 Краткая характеристика деятельности АО «Совфрахт» 19
2.2 Особенности организации логистической деятельности АО «Совфрахт» 28
2.3 Оценка эффективности и конкурентоспособности логистической системы АО «Совфрахт» 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМП В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ АО «СОВФРАХТ» 41
3.1 Основные инфраструктурные проекты по использованию СМП 41
3.2 Основные проблемы использования транспортного потенциала СМП для международных перевозок АО «Совфрахт» 49
3.3 Путь улучшения использования СМП в международных цепях поставок АО «Совфрахт» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"
2. Агеев А. П., Кузнецов А. Л. Динамический Расчет технологических параметров контейнерного терминала методом генерации сценариев [Текст] / А.П. Агеев, А.Л. Кузнецов // Транспортное дело России. – 2020. – №2. – С. 122-127.
3. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления [Текст] / Т.В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2019. – 121 с.
4. Александров, О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 217 с.
5. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
6. Башмакова Е. П. Опорные зоны как основа транспортной связанности Российской Арктики // Технологии построения когнитивных транспортных систем: материалы всероссийской научнопрактической конференции. СПб: ИПТ РАН. – 2018. – С. 203–209.
7. Борис Хейфец Северный морской путь - новый транзитный маршрут «Одного пояса – одного пути» // Международная жизнь. – 2018. – № 7. – С. 68-87.
8. Грузинов В.М. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве / В.М. Грузинов, Ю.В. Зворыкина, Г.В. Иванов, Ю.Ф. Сычев, О.В. Тарасова, Б.Н. Филин // Арктика: экология и экономика. – 2019. – № 1 (33). – С. 6-20.
9. Джиоев, А.З. Инновации в системах управления контейнерными терминалами [Текст] / А.З. Джиоев // Системный анализ и логистика. – 2018. – №10. – С. 4-8.
10. Котиков, Ю.Г. Моделирование Усть-Лужского контейнерного терминала и совершенствование его автотранспортного фронта [Текст] / `Ю.Г. Котиков, В.Л. Лукичева// Вестник гражданских инженеров. – 2017. – №1 (60). – С. 253-261.
11. Кузнецов, А.Л. Методика оценки доходности контейнерных терминалов при их недогрузке [Текст] / А.Л. Кузнецов, А.В. Галин, М.Н. Горынцев // Вестник ГУМРФ. – 2017. – №1 (41). – С. 37-48.
В случае необходимости компания готова к созданию обособленного подразделения АО «Совфрахт» непосредственно в регионе погрузки. Такие подразделения в настоящее время уже действуют в Новокузнецке, Нижнекамске, Ачинске, Тюмени.
На рисунке 3 представлены основные станции погрузки АО «Совфрахт».
Рисунок 3 - Основные железнодорожные станции АО «Совфрахт»
АО «Совфрахт» предоставляет комплексную логистическую услугу для крупных промышленных предприятий. Компания оптимизирует логистические схемы своих клиентов, тем самым повышая эффективность их деятельности. На рисунке 4 представлена география деятельности АО «Совфрахт» в рамках Северного маршрута.
Рисунок 4 - География деятельности АО «Совфрахт» в рамках Северно