Риски и опасности при борьбе с пожаром на танкере
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором эксплуатации судов является безопасность мореплавания и охрана человеческой жизни на море. Эта составляющая безаварийной эксплуатации флота основывается на комплексе организационных и технических мероприятий, направленных на реализацию национальных и международных требований в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды.
Качество работы системы обеспечения безопасности мореплавания оценивается показателями аварийности судов, которая неуклонно растет.
Из всех видов бедствий, которые случаются на судах, пожар — самое страшное. При этом примерно на 1,8% всех судов мира хотя бы один раз звучал сигнал реальной пожарной тревоги. Статистика морских катастроф неумолимо свидетельствует, что только за последние десять лет от огня пострадало свыше 4,5 тысяч судов мирового флота. Более 26% из них были уничтожены полностью.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 РИСК. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2 ОЦЕНКА РИСКА
2.1 Оценка и прогнозирование рисков
2.2 Построение полей опасных факторов судового пожара
3 ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ СУДОВЫМ ЭКИПАЖЕМ
3.1 Тушение пожара
3.2 Аварийная организация транспортного судна
4 РАСЧЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
4.1 Водотушение
4.2 Пенотушение
4.3 Порошковое тушение
4.4 Углекислотное тушение
4.5 Аэрозольное тушение
4.6 Метод герметизации
4.7 Локализация пожара
4.8. Выводы по расчетам вариантов тушения
5 ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ОПАСНОСТЕЙ
5.1 Пламя, зона горения, тепловой поток
5.2 Высокие температуры в помещениях
5.3 Задымление, отравляющие газы, недостаток кислорода
5.4 Опасности при локализации пожара
5.5 Опасности, связанные с неправильным применением огнетушащих веществ
5.6 Способы выживания в задымленном помещении
5.7 Электроопасность
5.8 Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках
5.9 Факторы, снижающие тактические возможности групп разведки очага пожара
5.10 Сводная таблица снижения рисков и опасностей при борьбе с пожаром
6 ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ НА СУДНЕ ПРИ ПОЖАРЕ
6.1Общие положения
6.2 Обязанности командира аварийной партии
6.3 Заместитель командира АП
7 ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ НА СУДНЕ
7.1 Тушение горящего электрооборудования
7.2 Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях
7.3 Тушение пожаров в судовых кладовых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС). РД 31.60.14-81 г. М., В/О «Мортехинформреклама», 1983, 200с.
2. Организация, подготовка и борьба экипажей с пожарами и дымом на судах. Добавление № 2 к НБЖС. М., ЦРИА «Морфлот», 1978, 196 с.
3. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ). РД 31.15.01-89. Том 1. – М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990. – 664с.
4. Правила классификации и постройки морских судов. Том 1. Российский морской регистр судоходства. СПб., 2003, 314с.
5. Международная Конвенция СОЛАС-74 (1998) года. – СПб. ЗАО ЦНИИМФ, 2002. – 982с.
6. Международный Кодекс по системам пожарной безопасности 1998г. (резолюция MSC.98(73) ИМО)
7. Правила пожарной безопасности. ТК 318. «Морфлот», 31.10.2003, 27с.
8. Ассоров Ф.Г., Шпиков Б.И. Пожарная безопасность на морском транспорте. Изд-во «Транспорт», 1974, 280с.
9. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов 1991г. СПб. АОЗТ ЦНИИМФ, 1995. 464с.
10. Международная Конвенция ПДМНВ-78 – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. – 552с.
11. Ремнев А.П. Судовая группа разведки очага пожара. Учебное пособие. Новороссийск. НГМА, 2004. – 52с.
12. Ремнев А.П., Чернышев В.Ф. Оперативный план борьбы с пожаром на морских и речных судах. Учебное пособие. – Новороссийск. НГМА, 2006. – 60с.
13. Ремнев А.П. Стратегия и тактика борьбы с пожаром. Учебное пособие. - Новороссийск, НГМА, 2006. – 80с.
- продолжительность работы при каждом включении;
- температура и влажность.
После работы в ВДА при температуре до 30°С (нормальная температура) в течение полной аппаратосмены (90 мин) звено к повторной работе должно допускаться после отдыха продолжительностью не менее 60 мин. Отступление от этого правила допускается при необходимости спасания людей, а также в случаях, когда этого настоятельно требует обстановка на пожаре (аварии).