Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения
Введение
Конституция РФ 1993 г. впервые в конституционной истории России закрепила право на достойную жизнь. Введение данного конституционного положения в Основной закон российского государства обосновано тем, что, во-первых, Российская Федерация провозгласила себя как социальное государство, взявшее на себя обязательство по созданию условий, необходимых для достижения ее гражданами достойной жизни и свободного культурного, нравственного и личностного развития, во-вторых, такое закрепление стало отражением общепризнанных международных принципов. Основополагающим международным документом в плане закрепления понятия достойной жизни является Всеобщая декларация прав человека 1948г.
Этот международный правовой акт не только ввел понятие достойной жизни, но и определил какие жизненные блага и в каком объеме его формируют. В 1966 г. был принят другой важный международный правовой акт – международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Право на достойный уровень жизни: общая характеристика……………….6
1.1. Понятие и сущность права на достойный уровень жизни……………...………...6
1.2. Нормативная правовая база обеспечения права на достойный уровень жизни в
РФ…………………………………………………………………………………...14
Глава 2. Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь…………..22
2.1. Проблемы реализации права на достойную жизнь в современной России…...22
2.2. Тенденции развития права на достойную жизнь в современной России………27
Глава 3. Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере
социального обеспечения…………………………………………………….39
3.1. Основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в
сфере социального обеспечения…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………………...50
Список использованной литературы………………………………………………….54
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Венская декларация и программа действий от 25 июня 1993 г. : (принята Второй Всемирной конференцией по правам человека, состоявшейся с 14 по 25 июня 1993 г.) // Дипломатический вестник, 1994. - № 3-4. - С. 45-63.
2. Международный Пакт от 16.12.2016 "О гражданских и политических правах"
3. Международный пакт от 16.12.2016 "Об экономических, социальных и культурных правах" [Электронный ресурс]
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс. Дата обращения 23.05.2022г.]
Научная, учебно-методическая литература и периодическое издание:
5. Азарова Е.Г. и Т.К. Миронова Право социального обеспечения. Перспективы развития. М: «Городец». М., 2018. С.59-105. стр.245
6. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2019. №1. - С.29.
7. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В.Баглай - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017
8. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства / М. И. Байтин. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. - С. 276-278.
9. Безуглов А.А., Солдатов С.А.Конституционное право России. - М.: Юрист, 2018. - С.11.
10. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. 2020. №8.
11. Бычек Т.В. Проблемы классификации и гарантированности социальных прав человека и гражданина в Российском государстве. // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2015. № 1 (16). - С. 13.
12. Буянова М.О. Право социал1ьного обеспечения: учебное пособие. - М.: Проспект, 2008. - С.7.
13. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. № 2. - С.67.
14. Жаровой Е.Ю. Право социального обеспечения 2012 г. -230 стр.
15. Кабалкин, А. Ю. Законодательство о сфере социального обслуживания населения / А. Ю. Кабалкин. - М. : Знание, 2019. - С.194.
16. Кочетков Л.Н. Основные права социального обеспечения 2013 245стр.
17. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело, 2016. - С.122.
18. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М: ЗАО «Книжный мир», 2013. С.39-58.стр 121
19. Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы). Монография. М., 2019. С. 138.
20. Мониторинг уровня жизни населения РФ. Бюллетень № 2 (35). - М., 2021.
21. Рудницкий Ф.М. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. - М.: ТФ МИР, - С.13
22. Рутгайзер, В. М. Социальная сфера. Проблемы планирования / В. М. Рутгайзер. - М. : Экономика, 2020. - С. 35. Переодические издания. 1.
23. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Казань, 2015. - С.11.
24. Тучкова Э.Г. Основные принципы советского права социального обеспечения. М: МГУ, 2011.-543стр.
25. Шайхатдинов В.Ш., Силкина Е.А. Вопросы права социального обеспечения в Германии.// Российский юридический журнал. 2021. №6. - С.44.
Мы должны согласиться с тем, что фактическая эффективность законодательной программы ниже, чем то, чего пытается достичь законодатель. Это связано с проблемами, возникающими при подготовке, принятии и реализации законодательной программы.
К ним относятся недофинансирование, нецелевое использование средств, увеличение финансирования бюджетной сферы без адекватных структурных реформ, а также отсутствие и не всегда хорошее качество перевода конкретных мер на законодательном уровне в национальные проекты, что приводит к увеличению числа "мертвых законов".
По мнению большинства ученых, развитие национальных программ должно найти отражение в новом законодательстве, учитывающем опыт прошлых реформ, а также закрепляющем развитие демократических институтов, усиление роли общественного мнения, преодоление закрытости власти.