Языковая картина мира в народных песнях России и Китая в традиционном и современном осмыслении

В данной ВКР рассмотрены основные направления и генезиса народной песни в российской и китайской культурах. Проведен анализ древних мифологических представлений в современных лингвокультурах.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.11.2022
Объем файла
140 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к народной традиции, к народной культуре, фольклору, народному искусству в нынешнем столетии отражает потребность общества в национальной идентичности, ощущении своих корней, восстановлении исторической памяти, выражает стремление людей к развитию духовности.
Актуальность работы связана с обращением общества к своим корням и извечным духовным ценностям, которыми наполнена народная художественная культура, в том числе к народным песням. С одной стороны, наблюдается огромное разнообразие современных жанров песенной культуры – от поп-музыки до R-n-B (Ритм-н-Блюз), а, с другой стороны, в определенные исторические периоды, народные песни возрождаются, как птица феникс, возвращая народ к своим корням.
Под народной художественной культурой, в нашей работе, мы имеем в виду уходящие вглубь веков национально-культурные традиции, неразрывно связанные с исторической памятью, выполняющие ключевую объединяющую роль, способствующие сближению и взаимопониманию между людьми, утве

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МЕСТО НАРОДНОЙ ПЕСНИ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО НАРОДОВ 6

§ 1.  Понятие народной песни 6

§ 1.1. Жанры русских народных песен 6

§ 1.2. Жанры китайских народных песен 9

§ 2. Генезис русской народной песни 13

§ 3. Генезис китайской народной песни 19

ГЛАВА II. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНЫ МИРА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО НАРОДОВ В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ 30

§ 1. Понятие языковой картины мира 30

§ 2. Языковая картина мира в народных песнях России и Китая 36

§ 3. Ключевые образы и символы русского народного песенного творчества 45

§ 4. Темы и сюжеты китайского народного песенного творчества 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт : Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01  Белгород, 2006. 183 с.

2. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 349 с.

3. Большой китайско-русский словарь [Электронный ресурс] / bkrs.info. – URL: https://bkrs.info. Дата обращения: 14.12.2018.

4. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М.: Искусство, 1995. 319 с.

5. Велесова Книга // Хрестоматия по истории русской культуры. М.: Издательский центр АЗ, 1996. С. 64-79. 

6. Горький А. М. О литературе. Литературно-критические статьи. - М., 1953, с. 48.

7. Жиров М. С., Алексеева О. И. Культурная морфология русской народной песни: теоретико-методологический аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Белгород, 2009.  Т. 10, № 9. С. 34–43. (Серия: Философия. Социология. Право).

8. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 310 с.

9. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях: дис. … д-ра пед. наук; МГУКИ. М., 2001. 479 с.

10. Залевская А.А. «Образ мира» vs «языковая картина мира» // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» (21–24 апреля 2003 г., Курск) / ред. Л.И. Гришаева, М.К. Попова. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 41-47. 

11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: Монография [Текст] / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002 – 477 с.

12. Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. 288 с.

13. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Фирма «Русич», 1995. 648 с.

Песня во все времена являлась настоящей сокровищницей тем и сюжетов для профессионального поэтического творчества и повлияла на становление музыкальной драмы. Вплоть до наших дней народная песня остается одной из сфер приложения творческих сил современных китайских композиторов.
ГЛАВА II. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНЫ МИРА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО НАРОДОВ В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ§ 1. Понятие языковой картины мира«Язык всем знаниям и всей природе ключ, во слове всех существ содержится картина», – так писал Г.Р. Державин. Картиной мира в философии, лингвистике, психологии называется представление о мире, отраженное в человеческом сознании. Используются также синонимичные понятия: «видение мира», «образ мира», «мировидение», «восприятие мира», «модель мира», «образ действительности», «тезаурус».
Картина мира выражает «специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире» [Арнольдов, с. 11].
В