Правовое регулирование обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одним из факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, является несовершенство действующей системы медицинского страхования.
Стремление расширить источники финансирования и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств стало главным фактором выбора страховой медицины в качестве направления изменения системы финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование (далее ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: застрахованные лица, страхователи и Федеральный фонд.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ в РФ
1.1. История обязательного медицинского страхования: понятие, сущность и значение
1.2 Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования
1.3 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1. Правовое положение субъектов и участников в обязательном медицинском страховании (правовые проблемы застрахованного лица)
2.2. Основные отличия обязательного и добровольного медицинского страхования (сравнительный анализ Россия, США, Германия)
Глава III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
3.1. Состояние обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на современном этапе
3.2. Основные проблемы защиты прав пациентов в сфере обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты и правоприменительная практика
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (дата обращения 20.03.2022)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ» // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон РФ от 2 декабря 2019 г. № 382-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022» (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон РФ от 2 декабря 2019 г. № 382-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.03.2022)
- Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.03.2022)
- Закон о медицинском страховании граждан в РСФСР// (с последующими изменениями и дополнениями)//Официальный Интернет-портал правовой информаций www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2022)
Подводя итог, можно согласиться с мнением, что здравоохранение представляет собой сложную систему социально-экономических взаимоотношений и специфическую отрасль народного хозяйства. При сокращении расходной политики бюджета РФ перспективы финансового обеспечения здравоохранения ещё сильнее будут связаны с возможностями региональных бюджетов и ФФОМС. Дальнейшее развитие системы ОМС должно основываться на обеспечении устойчивого финансирования медицинских учреждений, чтобы население имело возможность по мере необходимости получить гарантированную медицинскую помощь; может достигаться путём привлечения дополнительных источников финансирования. При повышении пенсионного возраста размер отчислений не только в Пенсионный фонд РФ, но и в фонд ОМС увеличится за счёт работающего населения, что позволит увеличить объём финансирования здравоохранения.