Правовое обеспечение реализации и развития среднего профессионального образования в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как справедливо отмечают отечественные социологи, ?накапливая в себе прошлый и настоящий социальный опыт, образование тем самым создает предпосылки социальных инноваций во всех сферах общественной жизни… Образование по своим функциям и содержанию является сферой, системообразующей все общество?.
Понимание важной роли образования в процессе общественного развития предопределило появление новой образовательной парадигмы в государственной политике западных стран: чем выше уровень образования населения, тем богаче, демократичнее и цивилизованнее общество, выше уровень жизни и ниже уровень социальной напряженности. Один из самых авторитетных политиков ХХ в., экспрезидент Франции Франсуа Миттеран сказал: ?Бедность можно заставить отступать с помощью образования, научных исследований, развития равенства возможностей, гуманизации условий жизни и труда?. С этим сложно не согласиться, и потому вызывает удивлен
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Особенность регулирования образовательных отношений в системе среднего профессионального образования 11
1.2 Реализация среднего образования в рамках СПО 14
1.3 ФГОС среднего профессионального образования (СПО) четвертого поколения 20
1.4 Соотношение ФГОС СПО третьего и четвертого поколений 26
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 30
2.1 Понятие практико-ориентированного профессионального образования в СПО 30
2.2 Виды учебной деятельности и образовательные технологии в СПО 39
2.3 Ограничения и риски практико-ориентированного образования в СПО 43
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2012.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012.
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2012.
5. Указ Президента РФ от 29 ноября 1994 г. N 2131 "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях" // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3342.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.07.2020.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.10.2018.
8. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.
9. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.05.2014.
10. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2015.
11. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 (ред. от 20.01.2021) "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30861) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 19.02.2021.
В практике современного профессионального образования сектор практико-ориентированного профессионального образования имеет тенденцию к расширению. Данная тенденция носит позитивный характер, так как обусловлена процессами социально-экономической модернизации. Вместе с тем необходимо указать и на риск искусственного, лишенного экономической почвы, расширения данного сектора. Это связано с развитием смешанного типа программ, когда в структуре фундаментальных программ все чаще появляются дидактические элементы в виде модулей, имеющих выраженные практико-ориентированные цели. Так, например, в структуре программы по направлению «Экономика» в вузах часто изучается бухгалтерский учет с возможностью сдачи квалификационного экзамена и получения соответствующего сертификата. Развитие программ прикладного бакалавриата становится все более и более распространенным явлением, как раз иллюстрирующим гибридные программы такого рода.