Функциональное состояние кардио-респираторной системы студентов в условиях адаптации к учебному процессу
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение в высшем учебном заведении в современных условиях сопровождается интенсификацией учебного процесса, действием качественно различных информационных потоков, что требует от студента максимальной мобилизации умственных и физических возможностей. В высших учебных заведениях, на студентов влияет множество факторов, в том числе эмоционально-информационных. На первых курсах обучения повышен эмоциональный компонент информации за счет неадаптированности студентов к новой образовательной среде. У студентов адаптация происходит за счет перегрузок компенсаторно-приспособительных систем организма, в том числе во время учебного процесса, представляет собой сложный, многоступенчатый социально-психологический процесс. В период учебной нагрузки происходят адаптационные перемены в функциональном состоянии основных регуляторных систем (центральной нервной системе, сосудистой и дыхательной системе).
Проблема адаптации к различным видам двигательной
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИОННЫе ВОЗМОЖНОСТи СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ9
1.1 Современные подходы к оценке адаптационных реакций организма студентов9
1.2 Особенности кардио-респираторной системы студентов21
1.3 Физическое развитие студентов в ВУЗе44
Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ47
2.1 Материал исследования47
2.2 Методы исследования48
2.3 Статистическая обработка результатов59
Глава 3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования60
3.1. Динамика физического развития у студентов факультета естествознания60
3.2. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы у студентов 1-2 курсов63
3.3 Особенности дыхательной системы в течении двух лет обучения73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агаджанян, Н. А. Физиология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. – Санкт-Петербург : Сотис, 1998. – 527с.
2.Адаптационные возможности системы кровообращения студентов медицинского вуза / Е. М. Рослякова, Н. С. Байжанова, А. Г. Бисерова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-8. – С. 1425-1427.
3.Анзоров, В. А. Адаптация респираторной системы студентов к учебе в вузе / В. А. Анзоров, С. В. Морякина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 11(53). – С. 111-114.
4.Антонова, Л. Т. О проблеме оценке состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова // Гигиена и санитария. – 2010. – № 6. – С. 22-28.
5.Анфиногенова, О. И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете / О. И. Анфиногенова // Новые исследования. – 2011. – № 1 (26). – С. 55-59.
6.Артеменко, А. А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека : диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук : 03.03.01 / Артеменков Алексей Александрович. – Череповец, 2015. – 368 с.
7.Атрощенко, Г. Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную систему студентов / Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахаров // Гигиена и санитария. – 2010. – № 1. – С. 41-42.
8.Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. – Москва : Альфа-М : Инфра-М, 2015. – 336 с.
9.Батенкова, И. В. Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток заочной формы обучения в период сессии / И. В. Батенкова, Л. В. Токарева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5 (1). – С. 623-625.
10.Беломестных, Г. В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов второго года обучения / Г. В. Беломестных, Н. А. Парфисенко // Интеллектуальный
Выявлено негативное действие на организм долгого пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь накапливается в сосудах, находящихся ниже сердца. Уменьшается размер циркулирующей крови, будто ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы никак не действуют, вены переполняются кровью, перемещение ее замедляется. Сосуды скорее утрачивают собственную упругость, растягиваются. Усугубляется перемещение крови и по сонным артериям головного мозга. Кроме этого, уменьшение размаха перемещений диафрагмы негативно воздействует на функции дыхательной системы.
Временная напряженная умственная активность вызывает ускорение сердечных сокращений, длительная работа – опоздание, неприятности, переживания, желание, относительные рефлексы на ситуацию, в которой не один раз действовали «негативные впечатления», интенсивная работа в условиях недостатка времени