Представители французской школы административно-государственного управления о социальных институтах
ВВЕДЕНИЕ
Во Франции теория административно-государственного управления сложилась в известной мере как итог развития науки государственного (или конституционного) права. Начиная с конца XIX века в работах по конституционному праву ясно прослеживается тенденция политизации. Уже в монографии А. Эсмена «Элементы конституционного права», вышедшей в 1895 г., не просто излагаются нормы конституционного права, но сделана попытка дать более широкую картину государственного управления в стране. Значительно расширили традиционные рамки конституционного права Л. Дюги и М. Ориу, которые сформулировали в своих работах понятие института, заложив основы институционального подхода к административно-государственному управлению .
Однако классиком теории административно-государственного управления во Франции по праву считают Анри Файоля. Не будет преувеличением сказать, что А. Файоль является наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой четверти XX века. Его «теория администрации» изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. А.ФАЙОЛЬ. НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ 3
2. ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
2.1 Институциональный подход 6
2.2. Проблема теории административно-государственного управления во Франции. Поиск путей преодоления кризиса государственной власти. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социология: учебник для бакалавров / отв. ред. В.А. Глазырин. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
2. Вебер М. Типы господства // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 1. № 46 – 47. С. 11 – 25.
3. Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма // Социс. – 2010. – № 8. – С. 123 – 132.
4. Западно-европейская социология XIX в. Тексты. – М., 1996.
5. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: учеб. пособие для вузов; РАН, Ин-т социологии. - Изд. 3-е, пер. и доп. - М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2010. – 370 с.
6. Кравченко Е.И. Научные воззрения Дж.Г. Мида в курсе истории и теории социологии // Социс. – 2010. – № 10. – С. 131 – 140.
7. Массон, Ф. Французская социология и государство [Текст] // Социс. – 2014. – № 4. – С. 30 – 37.
8. Социология второй половины XX - начала XXI века [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т социологии / Отв. ред.: И.Ф. Девятко, М.С. Ковалева, В.Н. Фомина]. - М.: Гаудеамус: Акад. проект, 2010. - 526 с.
9. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов / С.А. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 624 с.
10. Социология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. 448 с.
Стремление служащих к обеспечению безопасности представляется М. Крозье до такой степени важным, что он усматривает в нем один из основных элементов бюрократической системы. По его мнению, люди вообще тяготеют к бюрократическим организациям, поскольку именно здесь они находят весьма благоприятное сочетание независимости и безопасности. Нормы и правила обеспечивают людям защиту, и бюрократическая система в целом может рассматриваться как защитная структура, которая необходима индивиду вследствие его уязвимости перед социальными проблемами.
Помимо стремления к безопасности М. Крозье называет еще ряд мотивов, обусловливающих поведение служащих в системе управления. По его мнению, каждый чиновник стремится расширить круг своих полномочий, не превышая определенный уровень интенсивности труда. Эмпирические исследования, проведенные М. Крозье, показали, что на первом месте у государственных служащих не увеличение окладов и премии, а стремление уменьшить нагрузку за счет увеличения численности персонала. Еще одним важным мотивом для служащих выступает желание трудиться в хороших условиях (помещение, оборудование) и потребность в благоприятном психологическом климате на работе64. М. Крозье считает принципиально важным учет всех перечисленных выше мотиваций, поскольку именно они побуждают служащих к действию, а значит, приводят в движение всю систему административно-государственного управления.