Изучение лирики А.С. Пушкина в школе

Курсовая работа, целью которой является проанализировать существующую в современной школьной практике систему работы по изучению поэтического наследия А.С.Пушкина. В ходе исследования выявлены особенности работы над лирическим произведением, как особым родом литературы; рассмотрена система изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе; проанализированы различные методы и приемы, используемые для изучения поэтического наследия великого поэта на уроках литературы и во внеклассной работе, рассмотреть идею диалога искусств применительно к проблеме нашего исследования;
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.11.2022
Объем файла
62 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся еще в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы
Пушкин — одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.
Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций.

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности изучения лирического произведения в школе
1.1 Изучение лирики на уроках литературы………………………………..5
1.2 Система работы над поэтическими произведениями Пушкина в школе, отраженная в школьных программах по литературе………………………7
Глава 2. Классная и внеклассная формы изучения поэзии А.С. Пушкина в школе
2.1 Уроки по изучению лирики Пушкина…………………………………….9
2.2 Внеклассные формы работы по изучению поэтического наследия А.С. Пушкина………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..24

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Ачкасова Г.Л. «Видеть», «слышать» и переживать художественное слово // Литература в школе. 1988. № 4. - С. 37-39.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 400 с.
4. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. Л.: Сов. писатель, 1987. - 397 с.
5. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.
6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Искусство, 1955. – 279 с.
7. Дидактика средней школы // Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М., 1975. – 356 с.
8. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314с.
9. Дроздова М.Ф. Пушкин в музыке русских композиторов. Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1980. - 61с.
10. Искусство и школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
11. Колокольцев Е.Н. Художественная иллюстрация и картина при изучении литературного произведения в 5-7 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / МГПИ им. В.И. Ленина. М, 1968. - 16 с.
12. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 190 с.
13. Купреянова Е.Н. А.С. Пушкин. // История русской литературы. В 4-х т. Т. 2. Л.: Наука, 1981. – С. 235-323.
14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М, 1976. – 412 с.
15. Кутузов А.Г. «Как войти в мир литературы». М., 2001.- 378 с.
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучений. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
17. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. - С. 91-98.
18. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроке литературы // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т.Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. - С. 166-211.
19. Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. - С. 57-89.
20. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под. ред. Е.Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
21. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 280 с.
22. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
23. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.
24. Прессман Л.П. Внеклассная работа по литературе. М.: Просвещение, 1983. - 97с. 
25. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985. – 342 с.
26. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. 1998. № 7. - С. 157-160.
27. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. М.: Просвещение, 1978. - 269 с.
28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

[1] Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
[2] Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
[3] Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
[4] Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. 
[5] Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 
[6] Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. 1998. № 7. 
[7] Дроздова М.Ф. Пушкин в музыке русских композиторов. Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1980.
[8] Прессман Л.П. Внеклассная работа по литературе. М.: Просвещение, 1983. 
[9] Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под. ред. Е.Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990. 

На основе систематического использования межпредметных связей возможна организация и проведение комплексных внеклассных мероприятий, например, вечер 9-х классов «Музыкальные салоны 19 века», основанный на соединении изучения поэтического творчества А.С. Пушкина и музыкального искусства 19 века. Подготовка вечера включает организацию школьной выставки, тематическую направленность работ школьных кружков, проведение экскурсии в краеведческий музей.
Система внеклассной работы содействует возможности перевода интересов учащихся в новые области искусства.
При изучении поэтического наследия Пушкина возможно использовать самые разные формы внеклассной работы: экскурсии, вечера, диспуты, выставки, кружки, факультативные занятия и др. И вместе с тем, отметим, что внеклассная работа по литературе действенна и эффективна, когда ее формы взаимосвязаны, составляют при всем их разнообразии единство, когда, взаимопроникая и дополняя друг друга, они подвижны и гармоничны, то есть когда это система. Каждая форма внеклассной работы - отдельное звено единой цепи. Так, литературная экскурсия может предварять литературный вечер, который, в свою очередь, потребует подготовки литературной выставки, диспута. Вместе