Экспертиза в практике производства по делам об административных правонарушениях
ВВЕДЕНИЕ
В связи с возрастанием сложности процессуального производства, его значения для реализации законодательных предписаний возрастает ответственность за принимаемые компетентными органами и должностными лицами решения. В этой связи возникает насущная потребность привлечения в производство по делам об административных правонарушений лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.
Основания и порядок назначения и проведения экспертизы в административном процессе регулируются главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Экспертиза назначается судьей, органом или должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в случае, если при рассмотрении такого дела возникает необходимость в использовании специальных позн
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ……………………………………6
1.1 Эволюция организационно-правовых основ экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях ….……..…6
1.2 Понятие и виды экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях………………………………………….10
1.3 Основания и процессуальный порядок назначения экспертиз по делам об административных правонарушениях………..……………………...15
2 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ …………………….22
2.1 Порядок производства экспертизы и заключение эксперта как вид доказательства по делам об административных правонарушениях…………22
2.2 Оценка заключения эксперта при производстве по делам об административных правонарушениях ……………………………………...….30
2.3 Актуальные проблемы проведения экспертизы по делам об административных правонарушениях………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Российская газета. – 2001. – № 256.
3) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства РФ. – 2015 – № 10. – Ст. 1391.
4) Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.
5) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 19.12.2013). // Бюллетень Верховного Суда РФ. –2005. – № 6.
Научная и учебная литература
6) Аверьянова Т. В. Правовые проблемы совершенствования и использования методов экспертного исследования. / Т. В. Аверьянова. // Криминалистические аспекты совершенствования доказывания. – М.: Академия МВД России, 2006. – 990 с.
7) Басов С. Л. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях: учебное пособие / С. Л. Басов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019 – 56 с.
8) Кузякин Ю. П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., 2006. – С. 3.
9) Россинская Е. Р. Возможности экспертизы по делам об административных правонарушениях / Е. Р. Россинская.– 2002. – № 7. – С. 87.
10) Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. / А. А. Эйсман – М., 2007. – 272 с.
Периодические издания
11)
При рассмотрении дел об административном производстве в КоАП особо не оговариваются права судьи, органа или должностного лица назначать дополнительную, повторную, комиссионную и комплексную экспертизы. Тем не менее, исходя из общего положения ст. 26.4 КоАП, предусматривающей необходимость назначения судебной экспертизы, когда требуется использование специальных знаний, а также из ст. ст. 20, 21 ФЗ ГСЭД, такие экспертизы возможны и в практике рассмотрения дел об административных правонарушениях. При рассмотрении таких дел дополнительная экспертиза может назначаться, когда неясность или неполноту заключения не удалось устранить путем получения объяснений эксперта.
В КоАП не содержится правил о назначении комиссионной экспертизы. Однако, можно предположить, что при проведении самой экспертизы руководитель экспертного отдела, лаборатории вправе принять решение и привлечь несколько экспертов к разрешению вопросов, пос