Государственный экологический надзор
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на её обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА..........................................................................6
1.1 Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности: исторический и сравнительно-правовой аспекты................................................6
1.2 Экологическая безопасность: понятие, принципы, функции.............8
1.3 Правовая регламентация государственного контроля в сфере экологии..................................................................................................................15
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ.......................20
2.1 Структура органов, осуществляющих государственный экологический контроль (надзор) и правовое регулирование их полномочий............................................................................................................20
2.2 Особенности предмета, форм и методов осуществления контроля и надзора государственных органов в сфере экологии.........................................32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ..........................................36
3.1 Практические проблемы правового регулирования деятельности государственного экологического надзора в Российской Федерации.............36
3.2 Некоторые направления совершенствования российского законодательства о государственном экологическом надзоре........................46
Список литературы не найден
Существующая государственная система управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности не в полной мере обеспечивает выполнение возложенных на нее функций. Предприятия до сих пор не заинтересованы вкладывать в природоохранные мероприятия средства, отсутствуют эффективные меры ответственности за экологические нарушения, которые мотивировали бы хозяйствующих субъектов принимать активное участие в охране среды и проводить модернизацию производств. Текущий этап развития природоохранного законодательства характеризуется требованием по структурной перестройке народного хозяйства на новой технологической основе. Среди реализуемых в нашей стране на современном этапе нормативных документов, в которых решаются задачи охраны природы и обеспечения экологической безопасности, можно отметить следующие: Экологическая доктрина Российской Федерации, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., а также Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны, государственная политика в области экологии, экологическая доктрина должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. В новой редакции (по состоянию на 25.01.2016) проекта Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года дается основанное на многолетних исследованиях и научных дискуссиях обоснование понятию экологической безопасности как элемента, составной части национальной безопасности. Это понятие определяется как состояние защищенности человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями. Ухудшающаяся экологическая ситуация в России понижает степень экологической безопасности граждан и увеличивает затраты общества на ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. По экспертным оценкам, ежегодно потери величины внутреннего валового продукта России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ними экономическими факторами, составляют от 4 до 6 %. Доля расходов в валовом внутреннем продукте нашей страны на охрану окружающей среды составляет примерно 0,8 %. Для примера в США выделяется на обеспечение экологической безопасности 5 % от общего объѐма расходов страны.