Исследование тенденций и перспектив развития мирового рынка ритейла
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день розничная торговля выступает в качестве одной из наиболее стремительно растущих зон мировой экономики, внося тем самым значительный вклад в произведенный валовый продукт множества стран. Так, согласно статистическим данным, на долю розничной торговли в Германии и Финляндии приходится 25,8% ВВП, 18,8% ВВП в России, 28% ВВП в Соединенных Штатах Америки.
На рынке розничной торговли в странах Европы зафиксирован спад ритейла, так, например, в Греции – 8,9%, Нидерландах – 4,36%, Испании – 4,5%, при этом, по результатам оценки экспертов рынка в 2022 году в России, очевидно, сохранится положительный темп развития торговли – около 5,4%. [30].
Несмотря на то, что Российская Федерация занимает лидирующую позицию в части ритейла среди стран Европы, по охвату торговых площадей на одного жителя страны, Россия находится на одной из низших позиций (0,78 м2), однако
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ 8
1.1 Экономическая сущность розничных торговых сетей, этапы их формирования и развития в мировой экономике 8
1.2 Конкурентные преимущества розничных торговых сетей и факторы их международного развития 11
1.3 Пути выхода международных торговых сетей на зарубежные рынки 19
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ТАНДЕР» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Тандер» 26
2.2 Оценка безопасности жизнедеятельности АО «Тандер» 37
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности АО «Тандер» 40
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИТЕЙЛОВЫМИ СЕТЯМИ АО «ТАНДЕР» 46
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления ритейловыми сетями АО «Тандер» 46
3.2 Социально-экономическая эффективность проектных мероприятий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение А География сети компании "Магнит"
Приложение Б Динамика изменения розничной выручки, торговых площадей, плотности продаж и LFL в магазинах "у дома" сети "Магнит" за 2018–2020 гг.
Приложение В Прогноз рентабельности по EBITDA и чистой прибыли
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)//СПС «Консультант Плюс»
2. Агеева Н.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Н.А. Агеева. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 155 с.
3. Александров О.А.Экономический анализ: учебное пособие - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 179 с. [Электронный ресурс].- 2018. - URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=539064
4. Богомолов О.Т. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи. Научное издание. -М.: Анкил, 2018. - 384 с.
5. Булатов А. Система глобальной экономики: алгоритмы и векторы эволюции. / А. Булатов // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. № 2. С. 119-127.
6. Горюнов М.А. «Особенности становления и сценарии дальнейшего развития сетевой розничной торговли в России». / М.А. Горюнов // Российское предпринимательство. 2017. № 10 Вып. 2 (100). С. 163-168.
7. Гуреева М.А.Мировая экономика: Учебное пособие / М.А.Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 368 с. [Электронный ресурс].-2020.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=515494
8. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учебное пособие / Дадалко В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 592 с. [Электронный ресурс].-2020.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=814340
9. Дадалко В.А.Международные экономические отношения / Дадалко В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 488 с. [Электронный ресурс].-2020.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=881310
10. Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2020 г.). — Пермь: Меркурий, 2020. — С. 44-48
11. Колмакова Т.Е., Воронин В.П. «Зарубежные торговые сети в российской экономике». / Т.Е. Колмакова Т.Е., В.П. Воронин //Российское предпринимательство. - 2018. - № 11 Вып. 2 (123). - С. 111-114.
12. Леонов Д.И., Бурмистров М.Б. Проблемы и возможности собственных торговых марок розничных сетей в России / Д.И. Леонов Д.И., М.Б. Бурмистров // Бренд-менеджмент. 2019. № 6 (62). 36 с.
13. Леонова М.А. Сетевая розничная торговля как бизнес / Новосибирский государственный университет экономики и управления. №11. 2019. С.23-24.
14. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 350 с. [Электронный ресурс].-2020.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=468500
15. Могзоев А.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Могзоев А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 228 с. [Электронный ресурс].-2020.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=541968
16. Неганов С.А., Неганова И.С. Взаимоотношения товаропроизводителей и розничных сетей на региональном продовольственном рынке / С.А. Неганов С.А., И.С. Неганова // Экономика региона. 2019. №3. С. 12.
17. Никулина Т.А. Понятие, признаки и классификация розничных торговых сетей // Маркетинг в России и за рубежом. 2019. №5. С. 14.
18. Поспелов В.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум / Поспелов В.К., Миронова В.Н., Орлова Н.Л. и др. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018 - 136 с. [Электронныйресурс].-2018.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=926578
19. Приходько К.С. Воздействие мировых торговых сетей на развитие потребительского рынка в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. эк. наук: 08.00.14 / Приходько К.С. -Краснодар, 2018. - 28 с.
20. Рыжова О.А. Логистический формат розничной торговой сети // научно информационный журнал «Экономические науки». 2018. №2. С. 56 – 59.
21. Садчикова И.А. «Новая роль розничных сетей в российской экономике. Бурное развитие розничной сетевой торговли». / И.А. Садчикова // Российское предпринимательство. -2018. № 10 Вып. 2 (121). С. 19-23.
22. Скопина И.В., Скопин А.О. Развитие потребительского рынка в условиях глобализации экономики и свободной торговли / И.В. Скопина И.В., А.О. Скопин // Российское предпринимательство. 2019. № 11 (59). С. 108-112.
23. Тихий В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Тихий В. И., Корева О. В. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 259 с. [Электронный ресурс].-2018.-URL: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=942761
24. Токарь Е.В. Роль розничной торговли в развитии регионального рынка потребительских товаров//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 1. С. 71-81.
25. Хасис Л.А. Мировая розничная торговля: основные тенденции. - М.: Едиториал УРСС, 2019 - 269 с.
26. Якимчик Д.А. Развитие форм организаций розничной торговли. / Д.А. Якимчик // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 2. С.33-34.
27. База данных НП «Международное Исследовательское Агентство «Евразийский Монитор» - http://eurasiamonitor.org/issliedovaniia
28. Федеральная служба государственной статистики. Базы данных международных организаций, Официальный сайт. [Электронный ресурс].-2021.-URL: https://rosstat.gov.ru/incomparisons
29. Портал об экономике и предпринимательстве Garagebiz [электронный ресурс]: Официальный прогноз инфляции. - Режим доступа: http://www.garagebiz.ru/view/oficialnyj_prognoz_inflyacii_na_2015_god_dlya_rossii/money
30. FMCG-ритейл в 2018-2020 годах: умеренный рост и консолидация [Электронный ресурс] – URL: https://meat-expert.ru/articles/fmcg-riteyl-v-2018-2020-godakh-umerennyy-rost-i-konsolidatsiya
31. Официальный сайт АО «Тандер» [Электронный ресурс] – URL: https://www.magnit.com/ru
Кроме того, ритейлеры всегда учитывают тип территориальной экспансии – через открытие магазинов в крупных городах на первом этапе и завоевание территории количеством магазинов одновременно.
Известно, что при открытии сети, а не для одного магазина, становится рентабельным строительство собственного распределительного центра, что снижает входные цены от поставщиков. Цена поставщиков может сильно меняться от региона к региону и от степени развитости логической цепи. Кроме того, экспансия в рамках одного региона влечет более быструю узнаваемость бренда. Американская сеть ?Wal-Mart?, например, при входе на рынок Южного Китая в 1996 году завоевала репутацию и базу поставщиков именно благодаря географически дифференцированному подходу.
Очень важным в настоящее время является создание инноваций торговыми сетями. В этом вопросе опять же нужно взять пример с западных сетей, которые знают, как грамотнее и понятнее для покупателя обустроить магазин, например, расположить отде