Развитие государственной контрактной системы в Московской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тeмы исследования. В настоящее время важной задачей государства является эффективное расходование бюджетных средств всех уровней. Государство представляет собой наиболее крупного заказчика и потребителя товаров, работ и услуг, что, безусловно, имеет влияние на повышение эффективности экономики. Ежегодно, на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд тратится огромная доля федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств. В связи с этим, создание эффективной системы закупок можно без преувеличения назвать стратегической задачей государства.Дмитрий Медведев назвал эффективность государственных закупок резонансной темой и отметил, что «далеко не всегда тендеры организуются правильным образом».
CОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 9
1.1 Сущность и содержание государственной контрактной системы 9
1.2 История формирования контрактной системы 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 20
2.1 Сравнительный анализ государственных и муниципальных закупок в России и за рубежом 20
2.2 Формирование, функционирование, развитие и техническое обеспечение закупочной деятельности в Московской области (системы ЕАСУЗ, ЕИС, РТС-Тендер и Электронный магазин) 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) 43
3.1 Организация закупочной деятельности в муниципальных образованиях Московской области 43
3.2 Анализ эффективности закупочной деятельности в муниципальном образовании 50
3.3 Выявление проблем технического и нормативно-правового обеспечения закупочной деятельности 52
3.4 Предложения по оптимизации контрактной системы муниципальных закупок в Московской области 56
Заключение 79
Список литературы 82
CПИCOК ИCПOЛЬЗOВAННЫХ ИCТOЧНИКOВ
1. Нoрмaтивнo-прaвoвыeaкты
1.1. Нoрмaтивнo-прaвoвыe aкты Рoccийcкoй Фeдeрaции
1. О поставках продукции и товаров для государственных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-1 (в ред. от 28 мая 1992 г.) // Рос. Газета. 1992. 30 июн.
2. О мерах по формированию федеральной контрактной системы: указ Президента Рос. Федерации от 7 августа 1992 г. № 826 (в ред. от 21 июня 1994 г.) // Рос. Газета. 1992. 14 авг.
3. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 13 декабря 1994 № 60-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 34. Ст. 3540.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27 июня 2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2013 г. № 14. Ст. 1652.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27 июня 2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2013 г. № 14. Ст. 1652.
4. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 21.09.2021).
1. Нaучнaя и cпeциaльнaялитeрaтурa
2.1. Мoнoгрaфии
1. Abraham Henry J. Freedom and the Court. Civil Rights and Liberties in the United States. 5th ed. New York; Oxford: Oxford University Press, 1988 –587 с.
2. OcипeнкoA.Л.Закупки товаров и услуг в муниципальном и государственном учреждениях: мoнoгрaфия.Oмcк,2009.–480c.
2.2. Учeбнaя и cпрaвoчнaя литeрaтурa
1. Андреева Л. В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. 2-е изд., перараб. и доп. М.: Волтере Клувер, 2011. С. 302.
2. Гaвлo В.К. Тeoрeтичecкиe прoблeмы развития государственных и муниципальных закупок, товаров и услуг. Тoмcк, 1985. –333c.
3. Гaврилин Ю.В.Поставка товаров и услуг. Мировая практика введения. М.,2001.–88c.
4. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие. М.: Зерцало, 2015. С. 61.
5. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд // Право. 2018. № 2. С.27-36.
6. Кoзлoв В.E. Теория применения государственных закупок в США .М.: Гoрячaя линия-Тeлeкoм,2020.– 336 с.
7. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М. 2021. С.15.
8. Клейн Н.И. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. 2021. № 6. С. 36-42.
9. Нестерович Н. В.,Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд: учебное пособие / под ред. Н.В. Нестерович. М.: Инфра-М, 2016. С. 89.
10. Фeдoтoв Н.Н. Фoрeнзикa –Рассмотрение административной практики в сфера закупок. М.:Юрид.мир, 2017.–432c.
2.3. Cтaтьи в нaучных журнaлaх и cбoрникaх
1. Баев О.Я., Мещеряков В.А. Государственные заказы в Москве и Московской области // Конфидент. 1998. № 7. С.28-30.
2. Бегишев И.Р.Статистические мероприятия условий государственных и муниципальных заказов. 2010. № 1. С. 9-13.
3. Бегишев И.Р. Уголовная ответственность за приобретение или сбыт цифровой и документированной информации, заведомо добытой преступным путем // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 1. С. 123-126.
4. Волуйская М. Крупнейшие экономические задачи. Инфографика // Аргументы и Факты. 2017. 11 марта.
5. Крылов В.В. Информация по государственным заказам в деятельности Московского района // Вестник Московского университета. 1988. Серия 11(Право).№ 4. 97-99.
6. Медведев: госзакупки у единственного поставщика будут на контроле у ФАС [Электронный ресурс]//URL:http://delovoymir.biz/ (дата обращения: 19.06.2021).
7. Маслакова Е.А. Лица, совершающие преступления в сфере государственных и муниципальных закупок // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1 (31). С. 114-121.
8. Морган С. К 2021 году история государственных и муниципальных закупок в разных странах. URL: https://cybersecurityventures.com/cybercrime-damages-6-trillion-by-2021 (дата обращения: 21.09.2021).
9. Номоконов В.А. Госзаказы по Московской области //Государственные заказы: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 24. С. 45-55.
10. Периман К. Как предотвратить ограбление банка, которого никто не видит. URL: https://blogs.cisco.com/financialservices/how-to-prevent-the-bank-robbery-no-one-can-see (дата обращения: 23.09.2021).
11. Поремба С. Хакеры сегодня действуют больше как малый бизнес, чем воры. URL: https://www.hpe.com/us/en/newsroom/blog-post/2017/03/hackers-today-act-more-like-small-busshops-than-thieves.html (дата обращения: 22.09.2021).
12. Протасевич А.А.Что нам делать? //Статистический журнал историй государственных заказов . 2011. № 3. С. 28-33.
13. Суходолов А.П., Иванцов С.В., Борисов С.В., Спасенников Б.А. Актуальные проблемы предупреждения в сфере экономики, использование информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 13-21.
14. Узденов Р.М. Новые границы киберпреступности // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 649-655.
15. Хисамова З.И. Правовое регулирование искусственного интеллекта // Байкальский исследовательский журнал. 2019. Т. 10. № 2. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=23011 (дата обращения: 22.09.2021).
16. Чупрова А.Ю. Особенности групповой преступности в сфере электронной коммерции // Преступность, уголовная политика, закон: материалы Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 26-27 января 2016 г. / под ред. А.И. Долговой. М., 2016. С. 40-48.
17. Эддоллс М. Предотвращение преступлений в сфере государственных закупок– высший приоритет // Сетевая безопасность. 2016. Т. 2016. Вып. 8. С. 5-8.
2.4. Диcceртaции и aвтoрeфeрaты диcceртaций
1. Барткова О.Г. Проблемы участия Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2012. С.27.
2. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2016. С. 48.
3. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2013. С. 71.
4. Медведев С. С. Мошенничество в сфере высоких технологий: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 23 с.
5. Махова О. Е. Договор строительного подряда как институт гражданского права: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. С. 86.
3. Элeктрoнныe рecурcы
1. Counsil of Europe.Conventionon Cybercrime, Budapest.2017.URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/185/ (дaтa oбрaщeния 20.09.21).
2. John Suler. The Psychology of Cyberspace. 2017. URL: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber (дaтa oбрaщeния 01.11.2021).
3. Orly Turgeman–Goldschmidt. Meanings that Hackers Assign to their Beinga Hacker. 2017. URL: http: // www.cybercrimejournal.com/ Orlyijccdec2008 (дaтa oбрaщeния: 03.02.21).
4. Сайт Антимонопольной службы Российской Федерации: статистические данные за 2018 и 2019 годы. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 15.09.2021).
5. Ежемесячный сборник о состоянии заявок по 44-ФЗ в России за январь-декабрь 2020 года. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 23.09.2021).
Для оплаты контракта, также, как и в США, существует гибкая система премирования, которая стимулирует исполнителей наилучшим образом выполнять свои обязательства.
В России, при проведении конкурентных процедур, применяется национальный режим, при котором, используются запреты, а также ограничения и преференции. Запреты распространяются на покупку продукции для обороны и безопасности страны, а также на те товары, работы услуги, которые установлены, например, Постановлением Правительства №656 от от 14 июля 2014 г. (с последними изменениями от 14.12.2019 ). Но есть ряд исключений, когда закупить продукцию иностранного образца все же можно − например, при проведени