Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно растет. Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Теоретической основой совместной деятельности психолога, дефектолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития речи детей с нарушениями развития 4
Речь как высшая психическая функция 4
Условия формирования и развития речи 10
Нарушения речевого развития 11
Глава 2. Нейропсихологическая диагностика 14
Принципы 18
Требования 20
Специфика 20
Заключение 22
Литература 24
Приложения 28
Литература
1) Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В.Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
2) Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 293 с.
3) Бизюк А.П. Компедиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
4) Вассерман Л И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихолоческой диагностики: Практическое руководство. СПб., 1997.
5) Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов \ М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
6) Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский.-М., 2009.
7) Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2003.
8) Галиакберова И.Л. Основы нейропсихологии: учебное пособие/ Галиакберова И.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 161 c.
9) Глозман Ж.М. Детская нейропсихология: учебное пособие/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 247 c.
10) Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 254 c.
11) Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 288 c.
12) Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи/ Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1999.
13) Жукова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии/ Е.М. Жукова – М.: Медицина, 2001.
14) Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. — М.: Секачев, 2004. – 62 с.
15) Клиническая психология: учебник – под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.
16) Корнев М.А., Кульбах О.С.Основы строения центральной нервной системы: Учебное пособие. – СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2002.
17) Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
18) Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
19) Маркина Т. С. Современные подходы к организации работы по звукопроизношению с детьми, имеющими речевые нарушения / Т. С. Маркина// Логопед в детском саду. - 2013. - № 4. - 53-59 с.
20) Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
21) Основы специальной психологии: учебное пособие /под ред. В. В. Лубовского - М., 2010.
22) Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений\ Н.Н.Полонская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
23) Психолого-педагогическая диагностика. Учебник - М.: Издательский центр "Академия", 2008, Изд. 5, - 423 с.
24) Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
25) Метод заме¬щающего онтогенеза//Учебное пособие/ А.В Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
26) Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
27) Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости//нейропсихология сегодня/ Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.
28) Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
29) Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии: учебно-метод. пособие.\ под научн. ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: изд-во «Речь», 2003.
30) Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.
31) Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина// Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 65-71.
32) Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов//Пособие для логопедов и психологов/ Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
33) Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
34) Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
35) Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000
36) Чиркина Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
Так, например, для подготовительного этапа характерны: появление простых гласных звуков (а,о,у,э), губных и заднеязычных согласных звуков, которые появились благодаря акту сосания (п,м,б, к, г,х), гуление ( непроизвольные и недифференцированные голосовые реакции), которое начинается примерно с 2-3 месяцев, после гуление трансформируется в лепет ( слогоподобные вокализации , которые помогают ребёнку выражать свои желания и требования или это может быть процессом игры) примерно в 5 месяцев, и параллельно происходит повторение ритмических отдельных слогов,