Направления повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в цифровой экономике
ВВЕДЕНИЕ
Цифровизация стала мировым трендом. Развитие и освоение цифровых технологий приводит к возможностям, которые помогают достичь основные ключевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Основным принципом их реализации является адекватная цифровизация государственного управления. Как в зарубежной, так и в отечественной практике сформированы и реализуются различные версии цифровой трансформации, а также представлены версии эволюции цифровизации государственного управления и реализуются модели ее зрелости.
На сегодняшний день в Российской Федерации основные мероприятия по цифровой трансформации государственного управления определены в рамках разработанного федерального проекта «Цифровое государственное управление», включенного в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках данного проекта вопрос цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг занимает особое положение.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Цифровая экономика: содержание и направления ее развития 7
1.2. Цифровые технологии как фактор повышения качества предоставления государственных услуг 26
1.3. Зарубежная практика цифровой трансформации сферы государственных услуг 36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2020-2021 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ) 43
2.1 Нормативно-правовая база предоставления муниципальных услуг 43
2.2 Анализ деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020-2021 гг 50
2.3. Цели и результаты цифровой трансформации в сфере предоставлении муниципальных услуг 67
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 80
3.1 Переход на платформенный подход для развития муниципальных цифровых секторов 80
3.2 Внедрение централизованной модели координации мероприятий и расходов на цифровизацию 86
3.3 Организация процесса реинжиниринга системы органов исполнительной власти на муниципальном уровне 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Ст. 2457.
3. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция).
7. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (с изменениями и дополнениями).
10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 17.11.2021) "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления").
11. Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011 г. № 349-ПП (ред. от 30.03.2021) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Информационный город» Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 25.10.2021) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (вместе с "Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", "Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
12. Постановление от 26 марта 2016 года N 236 О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (с изменениями на 18 сентября 2021 года)
13. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
14. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
15. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
16. Приказ Минкомсвязи России от 13.04.2012 N 107 (ред. от 07.07.2016) "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23952)
17. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации": утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M 0.pdf
18. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 17.08.2011 №1060-р «О создании Республиканского государственного автономного учреждения многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
19. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2017 №1174-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 17.08.2011 N 1060-р "О создании Республиканского государственного автономного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
20. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23 октября 2020 г. №1062-р
21. Отчет о результатах деятельности РГАУ МФЦ за 2020 год. Режим доступа:https://mfcrb.ru/wpcontent/uploads/2021/03/Otchet_o_rezultatah_deyatelnosti_RGAU_MFTS_za_2020_god-szhatyj.pdf
22. Gardner, J. R., Rachlin R. & Sweeny, H.W.A. Handbook of Strategic Planning. New York: John Wiley & Sons, 1986
23. Negroponte N. Being Digital. New York : Knopf, 1995.
24. Tapscott D. Digital economy. 1994.
25. Двинских Д.Ю. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Д. Ю. Двинских, Н. Е. Дмитриева, А. Б. Жулин и др. ; под общ. ред. Н. Е. Дмитриевой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 43, [1] с.
26. Костина, С. Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг : учеб. пособие / С. Н. Костина, Г. А. Банных, Л. И. Воронина ; [под общ. ред. С. Н. Костиной] ; М‑во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. — 123 с.
27. Нагимова А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – 188 с.
28. Николас Дэвис, Клаус Шваб. Технологии Четвертой промышленной революции
29. Полюшкевич О.А. Основы цифровизации государственного и муниципального управления : учеб. пособие / О. А. Полюшкевич, И. А. Журавлева, Г. В. Дружинин, Н. В. Москвитина. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. – 163 с
30. Шваб. К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2016-138 c.
31. Акаткин Ю.М., Е.Д. Ясиновская Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность /Препринт/ – М.: ДПК Пресс, 2018. – 48 с.
32. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 1. С. 7–18.)
33. Адаменко К.В. Взаимосвязь политических факторов и энергетической безопасности национальной экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2016. – № 4 (30). – С. 14-18.
34. Амелин Роман Владимирович Правовые проблемы создания и использования государственных информационных систем // Труды Института государства и права РАН. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-sozdaniya-i-ispolzovaniya-gosudarstvennyh-informatsionnyh-sistem (дата обращения: 15.01.2022).
35. Бексултанова, А. И. Использование цифровых технологий при планировании, мониторинге и оценке результатов государственного управления: зарубежный опыт / А. И. Бексултанова, Ю. Н. Бетмерзаев // ФГУ Science. – 2019. – № 3(15). – С. 44-49.
36. Васильев В.И. Обзор технологий для работы с Big Data // Молодой ученый. – 2020. - №9. – с. 13 – 14. -Режим доступа : https://moluch.ru/archive/299/67818/
37. Горелова, Г. В. Применение цифровых технологий в государственном и муниципальном управлении / Г. В. Горелова, В. Н. Тюшняков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2019. – № 4(250). – С. 134-145.
38. Грибанов Ю.И., Шатров А.А. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 44-48; (дата обращения: 29.11.2021)
39. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-po-rezultatam-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-obzor-zarubezhnogo-opyta-i-perspektivy-dlya-rossii (дата обращения: 23.01.2022).
40. Еремин Н.А., Сарданашвили О.Н. Инновационный потенциал цифровых технологий // Акту- альные проблемы нефти и газа. – 2017. – Вып. 3(18).
41. Зейналов, Т. И. К вопросу о сущности цифровых технологий обеспечения деятельности органов государственной власти / Т. И. Зейналов, Д. С. Попов, А. О. Лисовская // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении : Сборник трудов Восьмого межвузовского дня научного творчества, Химки, 22 октября 2020 года. – Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2020. – С. 123-130.
42. Земскова Ирина Анатольевна Качество государственных услуг в цифровой экономике // Базис. 2017. №2 (2) (дата обращения: 23.01.2022).
43. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С., Кипервар Е.А. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2223-2242.
44. Иванов В.В.,Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. С. 3–12.
45. Лебедева, Е. А. О цифровых технологиях контроля в государственном управлении в зарубежных странах / Е. А. Лебедева, А. В. Сладкова // Административное право и процесс. – 2020. – № 7. – С. 83-88. – DOI 10.18572/2071-1166-2020-7-83-88.
46. Мухаметов, Д. Р. "Умное государство": перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России / Д. Р. Мухаметов, К. В. Симонов // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 3. – С. 17-27. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-3-17-27.
47. Прокофьева А.И. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в регионах России [Электронный ресурс] / А.И. Прокофьева // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – № 2. – С. 140-149.
48. Салабутин Антон Вадимович Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. 2020. №5 (45). (дата обращения: 23.01.2022).
49. Санакоева, М. С. Значение цифровых технологий для государственного и муниципального управления / М. С. Санакоева // Государство, власть, управление и право : материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27 ноября 2019 года / Государственный университет управления. – Москва: Государственный университет управления, 2019. – С. 226-228.
50. Сорокина Г.П., Широкова Л.В., Астафьева И.А. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 73-83.
51. Тюшняков В.Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №4 (230) (дата обращения: 25.10.2021)
52. Фролова Елена Александровна, Щербань Елена Геннадьевна Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. №1 (75). (дата обращения: 23.01.2022).
53. Шендо, М. В. Технологии цифровой экономики как инструменты повышения качества жизни, эффективности бизнеса и государственного управления / М. В. Шендо, Е. В. Свиридова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – С. 29-36. – DOI 10.24143/2073-5537-2019-4-29-36.
54. Официальный сайт МФЦ Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mfcrb.ru/.
55. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/ru/
56. Оценка качества оказания государственных услуг на сайте Ваш Контроль [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vashkontrol.ru/
57. Коптелов А. Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации? – URL: https://www.e-xecutive. ru/management/itforbusiness/1985479-gotov-li-vash-biznes-k-tsifrovoi-transformatsii
58. Мировой опыт и перспективы развития индустриального (промышленного) Интернета вещей в России. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=113441
59. Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. Москва, 2018. Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/
60. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет глобальной экспертной группы Digital McKinsey. Июль. 2017.
Примером использования цифровых технологий при планировании результатов является внедренная в Великобритании онлайн-платформа Predictiv, позволяющая проводить поведенческие эксперименты в режиме реального времени. Данная платформа позволяет государственным органам апробировать новые меры государственного регулирования с использованием рандомизированных контролируемых испытаний с участием граждан в онлайн-режиме и проверять, как именно реализуются меры регулирования и иные меры государственной политики в реальной жизни.
В частности, платформа Predictiv может быть использована для:
1)проверки степени понимания мер регул