Художественный психологизм как доминанта романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Курсовая работа в которой выявлена форма психологизма и его приемы проявления в романе, рассмотрены сюжетные коллизии творчества М.Ю. Лермонтова с точки зрения психологии, проанализированы методы и аспекты раскрытия образа Печорина через отношения с другими персонажами романа, изучено влияние композиции на психологичную сторону романа
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.09.2022
Объем файла
58 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Классическая литература — один из главных источников жизненного опыта для современного общества. Литературоведы углубленно изучают проблему романтического искусства. В.В. Липич объясняет это тем, что данная проблема — факт в литературном процессе. Интерес к исследованию термина «психологизм» в романтической литературе активизировался и стал превращаться в отдельную отрасль искусства.
Человек и социум не существуют по отдельности. Но в их связи видно, что не все способны ужиться в социуме. Поэтому возникает конфликт, раскрывающий смысл романтизма в литературе. Он показывает реалии человеческое эмоциональное состояние, оставляющее отклик в сердцах общества.
Термин «литературный психологизм» имеет особую содержательно-смысловую сферу, наполнен желанием открыть читателю переживания, чувства, терзания и порывы внутреннего мира человека. Внутренний человеческий мир — единая система, включающая в себя ценности и социальные установки.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.......................................................5
1.1 Понятие «психологизм» в литературоведении............................................5
1.2 Традиции психологизма в русской литературе в первой половине XIX века......................................................................................................................7
1.3 Внутренняя структура художественного психологизма: приемы и способы психологического изображения.........................................................................11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЗМ КАК ОСОБЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».......................................................................................................15
2.1 Опрокинутая композиция романа...............................................................15
2.2 Рассказчики и повествователи в романе.....................................................18
2.3 Система двойников Печорина.....................................................................20
2.4 «История души человеческой»...................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. – М.: Школа «Языки русской культуры», 2003 – 448 с.
Алексеева Т.П. «Я в мыслях вечный странник...»: очерки: [к 195–летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова] / Т.П. Алексеева. – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2009 –117 с.
Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова «Герой нашего времени» / Р.И. Альбеткова // Русская словесность. – М.: Художественная литература, 2012 – № 3 – С.42-48.
Андроников И.Л. Лермонтов исследования и находки / И.Л. Андроников. – М.: Художественная литература, 2007 – С. 607
Бахтин М.М. Эпос и роман // М.М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. – М.: Искусство, 2015 – С. 476-477.
Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 9-ти томах / В.Г. Белинский. – М.: Художественная литература, 2014 – Т. 4 – 367 с.
Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Ю. Лермонтова // Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / Сост. В.И. Кулешова. – М.: Художественная литература, 2013 – С. 82-153.
Виноградов В.В. Стиль прозы М.Ю. Лермонтова / В.В. Виноградов // Литературное наследство. – Т. 43-44. М.Ю. Лермонтов. – Т.1. – М., 2011 – 529 с.
Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции / Л.И. Вольперт. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПБ.: Алетейя, 2010 – 276 с.
Герасименко А.А. Божественный певец: К 160-летию со дня трагической гибели М.Ю. Лермонтова / А.А. Герасименко; Кавк. Горн. о-во. – М.: Пятигорск: Три Л, 2011 – 168 с.
Герцен А.Г. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2 / А.И. Герцен; АН СССР; Институт философии. – М.: ОГИЗ: Госиздат политической литературы, 2018 – 368 с.
Герштейн Э.Г. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э.Г. Герштейн. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2017 – 125 с.
Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова / Э.Г. Герштейн. – М.: Художественная литература, 2018 – 351 с.
Григорьян К.Н. Ле

Цели «освоить и воспринять внутренний мир» подчиняются методы изображения героя писателем. В психологическом стиле применяются такие приемы художественного осмысления, которые организуют четкую структуру. Психологизм организует детали художественной формы, раскрывает душу человека во всех ее проявлениях.
Работа психологизма заключается в изображении духовности человека, его чувств и переживаний. Функции психологизма: [4, с.38]
раскрыть жизнь с точки зрения художественного содержания произведений;
создавать психологические процессы из потока мыслей героев, его эмоциональные переживания;
передать поступки персонажей в прямом и объективном смысле;
выявить душевное состояние героя в конфликтной ситуации.
Психологизм создает настроение главного героя и принципы его мышления.