Особенности и порядок производства неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что без незамедлительного и эффективного производства следственных действий, успешное расследование уголовных дел невозможна. Потому что при производстве следственных действий формируется доказательственная база по делу. Именно результаты производства указанных действий непосредственно отражаются на качественном решении основных задач, как: защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничение его прав и свобод и других посягательств.
В связи с тем, что расследование преступлений является основополагающей функцией правоохранительных органов РФ, был установлен ряд неотложных следственных действий.
Институт неотложных следственных действий в Российском уголовно-процессуальном кодексе регламентирован в п. 19 ст. 5 и в ст. 157.
Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ, неотложные следственные действия- это действия, о
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1.История и система следственных действий России
1.2. Значение и классификация следственных действий
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОТЛОЖНЫЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
2.1. Особенности и общая характеристика неотложных следственных действий в российском законодательстве
2.2. Процессуальный порядок производства неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлений
ГЛАВА 3. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОШИБКИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3.1. Понятие и классификация следственных ошибок при производстве неотложных следственных действий.
3.2. Следственные ошибки при производстве неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлений
3.3. Ведомственный и прокурорский надзор за производством неотложных следственных действий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 439-8.
1.2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022 с изм. и доп.) // Собранием законодательства РФ. – 1996. - № 25. – ст. 2954.
1.3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021 с изм. и доп.) // Собранием законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч.1). – ст. 4921.
1.4 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
1.5 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.
1.6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.
1.7 Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
1.8 Приказ Генерального прокурора России от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. 2011. № 12.
1.9 Приказ Генерального прокурора России № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МСЧ России № 154 от 26.03.2014 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» // Российская газета. 2014. № 181.
1.10 Приказ Генерального прокурора России от 23.10.2014 № 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» // СПС «Консультант Плюс».
1.11 Приказ Генерального прокурора России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуально деятельности органов предварительного следствия» // Законность. 2017. № 3.
1.12 Приказ Генерального прокурора России от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуально деятельности органов дознания» // Законность. 2017. № 5.
1.13 Приказ МВД России от 31.11.2012 N 1166 (ред. От 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»// Собрание законодательства Российской Федерации.
1.14 Приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в утверждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» // Российская газета. 2006. № 171.
1.15 Приказа Министра обороны РФ от 22.07.2010 № 999 «Об утверждении Устава службы на судах Военно-Морского Флота» // Российская газета. 2010. № 222.
Следовательно, достигается процессуальное сбережение, что было и задачей законодателя.
Вместе с этим, Шейфер С.А. поднимает такую тему, как надежность доказательств, отдавая себе отчет, что доказательства, произведенные в отсутствии возможности осуществления участниками процесса как процессуальных прав и гарантий, сомнительны, и что законодатель сокращает планку допустимости доказательств.
Таким образом, неотложные следственные действия четко не регламентированы в уголовно-процессуальном законодательстве. Отражение нормы создают заблуждение, что неотложные следственные действия производятся любыми органами дознания, в обстоятельствах, не терпящих отлагательства, производящиеся до возбуждение уголовного дела, совместно с оперативно-розыскными мероприятиями и т.д. Законодателями создавались и создадутся еще различные комбинации в истолковании п