Анализ института экстрадиции и выработка предложений по совершенствованию отечественного законодательства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с концептуальной оценкой современного института экстрадиции, а также поиском путей повышения эффективности сотрудничества государств в сфере выдачи лиц, совершивших преступления.
В современных условиях глобализации мирового сообщества и наличия возможности достаточно свободного перемещения граждан между странами, существенную проблему составляет совершение преступлений лицами на территории одного государства и последующее сокрытие в другом. Выдача обвиняемых представляет собой комплекс норм и процедур, позволяющих государству добиваться того, чтобы находящийся за рубежом обвиняемый был передан ему и предстал перед судом. Рассматриваемый институт обеспечивает неотвратимость наказания как на международном, так и на национальном уровне, несмотря на особенности национального законодательства и различные юрисдикции.
Проблема выдачи преступников является одной из наибо
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы института экстрадиции в российском и зарубежном законодательстве............. 7
1.1. Генезис отечественного законодательства об экстрадиции......................... 7
1.2. Понятие и правовая природа экстрадиции.................................................... 14
1.3. Институт экстрадиции в международном праве и в законодательстве зарубежных стран......... 20
Глава 2. Характеристика современного института экстрадиции и его реализация в Российской Федерации.................................................................... 32
2.1. Основания и условия выдачи лиц, совершивших преступление, по действующему законодательству Российской Федерации.......................... 32
2.2. Порядок экстрадиции и меры процессуального принуждения, применяемые при экстрадиции, по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации………40
2.3. Проблемы правоприменительной практики и перспективы развития правового регулирования института экстрадиции в Российской Федерации....50
Заключение............................................. 58
Список использованных источников..................... 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5-11.
2. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 45. Ст. 747.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕTS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.
4. Европейская конвенция о выдаче, 1957 (ЕTS № 24) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.
5. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 11. Ст. 1274.
6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
7. Рамочное решение Европейского Союза 2002/584/ПВД от 13 июня 2022 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами» [Электронный ресурс]. URL: httрs://bаsе.gаrаnt.ru/2568277/ (дата обращения: 20.03.2022).
8. Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче беглых преступников и подозреваемых 1957 г. // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6.
9. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.// Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1598.
10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 6. Ст. 681.
11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче (Дели, 21 декабря 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 28. Ст. 2883.
12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 20. Ст. 1766.
13. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой
Бразилией о выдаче 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 471.
Подтверждением тому являются следующие законодательные акты: Закон Парламента Соединённого Королевства о выдаче, принятый в 2003 г.; Закон Канады о выдаче 1999 г., Закон США об экстрадиции 1982 г.
Характеризуя страны романо-германской правовой системы следует учитывать значимость закона в регулировании вопросов экстрадиции. Многие европейские страны, как и Россия, определяют на конституционном уровне принципиальные основы экстрадиции и затем, на уровне законодательства конкретизируются основания и процессуальные аспекты выдачи.
Запрет на выдачу граждан своей страны предусмотрен многими европейскими странами на конституционном уровне. Например, в Германии установлен запрет на выдачу своих граждан другим странам. В ст. 16 Основного закона ФРГ указано: «Ни один немец не может быть выдан иностранному государству». Но если в Германии, к