Государственное и муниципальное обновление
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Коренные и масштабные реформы в Республике Казахстан, произошедшие за последние пятнадцать с небольшим лет, связаны с глубокими социальными, экономическими и политическими преобразованиями общественных отношений. Сформированы основы государственности, задано дальнейшее направление развития Казахстана, созданы необходимые предпосылки для построения демократического правового государства и гражданского общества, развития полноценных институтов власти. Одной из важнейших проблем в проводимых реформах на современном этапе конституционного развития казахстанского государства является построение оптимальной, эффективной системы органов государственной власти, в том числе регионального уровня. Данные органы власти играют ключевую роль в обеспечении надлежащего функционирования государства и именно от уровня качества их деятельности во многом зависит успешное выполнение задач, стоящих перед Республикой Казахстан.
Важность и необходимость дальнейшего совершенствования деятельности центральных и региональных органов государственной власти неоднократно отмечались в ежегодных посланиях Президента народу Казахстана. Основными препятствиями на пути экономических преобразований признаны: недостаточная эффективность государственного аппарата; не соответствие объемов ответственности за решение конкретных задач; дублирование функций; размытость задач, стоящих перед государственными органами; отсутствие координации между органами государственной власти; нарушение баланса полномочии и ответственности и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.......... 7
1.1. Понятие, принципы и основы правой регламентации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Казахстан...................................................................................................................... 7
1.2.Особенности организации и функционирования органов местного самоуправления на территории Республики Казахстан........................................... 15
1.3. Факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности в системе местного государственного управления и самоуправления....................... 28
2. МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН............ 31
2.1. Современная модель взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Казахстан................................................... 31
2.2. Использование информационно-аналитических инструментов для повышения эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Казахстан................................................... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................... 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Казахстан от 29 июня 2018 г. № 163-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000163
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000148_
3. Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 г. № 81-VI «О прокуратуре». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31690116
4. Закон Республики Казахстан от 28 июня 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000090
5. Регламент Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B960000002_
6. Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 08 февраля 1996 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B960000003_
7. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 г. № 95-IV. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30364477
8. Аубакирова Г. М. Модернизация системы государственного управления Республики Казахстан / Г. М. Аубакирова, Ф. М. Исатаева // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 827-844.
9. Березкин Д. Н. Оценка процесса эффективности взаимодействия между населением и местными органами власти по вопросам развития района // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 210-218.
10. Вишнякова Л. В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления // Синергия Наук. – 2021. – № 62. – С. 289-295.
11. Джолдасбаев О. К. Использование Scrum-технологий в Республике Казахстан // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). – 2021. – Т. 1. – № 7(12). – С. 141-143.
12. Зейнельгабдин А. Б. Блокчейн в государственном управлении Казахстана / А. Б. Зейнельгабдин, Е. Е. Ахметбек // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 3. – С. 111-134.
13. Исакова Т. Р. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник научных конференций. – 2021. – № 4-3(68). – С. 59-62.
14. Кагерманов А. С. С. К вопросу о формах взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2021. – № 1(41). – С. 105-111.
15. Картов А. Е. Передовые подходы проектного управления для внедрения в систему государственного управления Казахстана // Вестник университета Туран. – 2021. – № 3(91). – С. 207-215.
16. Кунанбаева Т. Б. Оценка эффективности деятельности административных государственных служащих Республики Казахстан как инструмент развития человеческого капитала // Российская наука в современном мире: сборник статей XXXVII международной научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2021 г. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2021. – С. 172-177.
17. Ламок А. А. Взаимодействие органов местной власти и населения в РФ: тенденции развития / А. А. Ламок, Н. В. Медведева // Сборник трудов факультета управления. – Москва: Перспектива, 2021. – С. 120-124.
18. Методологические подходы к выявлению приоритетных проблем отрасли / К. К. Джаманбалин, В. А. Кокшаров, Б. К. Джаманбалин, О. В. Комиссарова // От импортозамещения к экспортному потенциалу: научно-инновационное обеспечение разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, технических средств и цифровой платформы АПК, Екатеринбург, 25–26 февраля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. – С. 59-65.
19. Муратова Р. А. Оценка эффективности системы государственного управления и местного самоуправления в Казахстане / Р. А. Муратова, Б. М. Жугралина // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. – 2021. – № 1(31). – С. 47-50.
20. Мустафин Е. К. Управление государственным имуществом в Казахстане: реалии и перспективы // Вестник СКУ им. М. Козыбаева. – 2021. – № 1(50). – С. 149-160.
21. Нурмаганбетова М. С. О вопросах управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов / М. С. Нурмаганбетова, Г. Р. Даулиева, А. А. Ниязбаева // Статистика и Экономика. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 37-46.
22. Орынбасар М.З. Структура местных исполнительных органов РК: современные вызовы и проблемные зоны // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 10 мая 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 250-254.
23. Сводный отчет Министерства национальной экономики (МНЭ) о кадровом составе акиматов РК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy?lang=kk
24. Сидоров Ю. В. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти / Ю. В. Сидоров, Т. Н. Новосельцева // Молодежь и наука. – 2021. – № 12. – С. 34-51.
25. Сулейманова Г. Ж. Понятие и элементы административно-правового механизма по обеспечению правопорядка в Республике Казахстан / Г. Ж. Сулейманова, Р. А. Калыкбаев // Мир Закона. – 2021. – № 1-2(225-226). – С. 45-58.
26. Толочкова Н. Г. Теоретико-правовые аспекты обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и общества // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2021. – № 2(48). – С. 98-101.
27. Тузубекова М. К. Деятельность региональных ревизионных комиссии в системе государственного аудита Республики Казахстан / М. К. Тузубекова, Е. А. Парзу // Евразийский союз ученых. – 2021. – № 1-6(82). – С. 65-68.
28. Файзов С. А. Доверие как индикатор проблем взаимодействия органов исполнительной власти и общества в современных государствах // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 6(57). – С. 642-647.
29. Фролова С. А. Взаимодействие органов государственной власти с местным самоуправлением // Государственное и административное управление, право, цифровизация в экономике, бизнесе, культуре и образовании: молодежный взгляд: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Тула, 23–24 марта 2021 года. – Тула: ООО «Тульский полиграфист 1», 2021. – С. 58-60.
30. Administrative Theory & Praxis Vol. 25, №. 3 (Sep., 2003), pp. 393-408 (16 pages) Published By: Taylor & Francis, Ltd.
31. Integration Perspectives of Public Administration and Business Management: a Model of Interaction of Public and Private Sectors. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ojs.mruni.eu/ojs/public-policy-and-administration/article/view/1235
Также важно знать о маслихатах то, что не менее одной пятой его депутатов могут поставить вопрос о выражении вотума недоверия акимам. Причиной может стать двукратный отказ в утверждении отчетов о деятельности акимов, исполнении социально-экономических программ и местного бюджета. Окончательное решение об их увольнении принимает вышестоящий аким или Президент Казахстана. В случае отказа в увольнении акима депутаты имеют право повторять попытку каждые полгода. Однако ни один подобный прецедент в стране пока не закончился отстранением. Кроме того, председатели сессий имеют право приглашать на заседание маслихатов руководителей местных исполнительных органов, а также руководителей и других работников организаций своего территориального образования с целью получения необходимой для их работы информации. Кроме того, они обязаны незамедлительно проводить личные встречи с депутатами маслихатов по их просьбе и содействовать их деятельности.
Важно также отметить, что депутаты маслихатов, помимо секретарей, имеют право создавать фракции политических партий и других общественных объединений. На практике маслихаты только легитимизируют решения исполнительного органа. Почти исключительно аким управляет территорией, согласовывая свои решения только с представительным органом. Законодательство дает ему больше полномочий, чем депутатам маслихата. К примеру, маслихат не может инициировать изменение доходов или расходов местного бюджета без положительного заключения акима. Даже решение о присвоении звания «Почетный гражданин» не принимается без согласования с акимом. Другой пример – когда районные маслихаты избирают сельских акимов, но уволить их могут только районные акимы. Результативность и эффективность работы маслихатов в настоящее время не оценивается. Ответственность маслихата не может быть четко определена, поскольку он является государственным органом, избираемым населением. Это означает, что если депутаты не будут выполнять свои обязанности, то в следующий раз они просто не будут избраны. Но это работает в странах с хорошим избирательным процессом, где есть политическая конкуренция и активные граждане [15, c. 213].