Реализация конституционных прав человека в цифровой среде
Введение
Актуальность темы исследования. На дворе 21 век — век развития компьютерных и цифровых технологий. Каждому гражданину РФ приходилось сталкиваться с ними для реализации каких-то своих прав. Особенно в это нелегкое время, когда весь мир борется с новым вирусом COVID-19. Тут то и выручают эти самые технологии.
Эпоха информационных технологий диктует необходимость ревизии уникальных прав человека и их увеличения. На данный момент одной из главных задач государства является признание и защита цифровых прав граждан от возможных нарушений с одновременным обеспечением конституционно-правовой безопасности гражданина, общества и государства на основе Конституции и с учетом необходимых международных документов. При внедрении в жизнь современных цифровых технологий при обширном декларировании Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина юридическая незащищенность гражданина остается очевидной. Существующая по сей день обстановка требует разработки концепции по развитию системы российского законодательства в сфере защиты прав человека в области цифровых технологий.
Содержание
Введение………………………………………………………………………....С.
Глава 1. Конституционные права человека в цифровой среде в механизме конституционно-правового регулирования……………………………………С.
1.1. История становления цифровой среды для реализации конституционных прав человека…………………………………….………….С.
1.2. Особенности реализации конституционных прав человека в цифровой среде на современном этапе……………………………………….С.
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации конституционных прав и свобод человека в цифровой среде……………………………………………..С.
2.1 Проблемы реализации конституционных прав человека в цифровой среде……………………………………………………………………………...С.
2.2 Направления совершенствования реализации конституционных прав человека в цифровой среде …………………………………………………………………………………….С.
Заключение. ……………………………………………………………………...С.
Список использованных источников и литературы……………..………….. ..С.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные правовые акты и материалы практики
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №264 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015 №29 (ч.1). Ст. 4390
2. Экспертное заключение по проекту федерального закона №424632 7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Экспертные заключения Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2018 г. М., 2019 С. 142
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию»
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию»
5. Приказ Минэкономразвития России от 12.02.2020 №66 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей"
6. Приказ Минстроя России от 24.04.2019 №235/пр (ред. от 14.04.2020) «Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства»
7. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 18.03.2019 №34ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149ФЗ (последняя редакция)
9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
10. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2020 №154ФЗ (последняя редакция)
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ (последняя редакция)
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 18.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» // собрание законодательства РФ. 05.05.2014. №18 (часть II). ст.2159.
13. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 №34-ФЗ (последняя редакция)
14. «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
2. Литература
15. Бусурманов Ж.Д. Евразийская концепция прав человека. Астана 2010. С.55
16. Лекторский В.А. Права человека в контексте глобализации / / Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов
17. Проскурякова М.И. Персональные данные: российская и германская национальные модели конституционно-правовой защиты в сравнительной перспективе // Сравнительное конституционное обозрение. 2016 №6. С. 84-98
18. Кротов А.В. Некоторые аспекты и особенности регулирования права на частную жизнь в формате интернет-пространства. Барнаул, 2015. С.61.
19. Ковалева Н.Н. Основные направления цивилизации права / Ковалева Н.Н. // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности наука перед вызовами современности: сб. ст. по матер. По Международной научно-практической конференции (25-26 января 2019 г., Саратов) / под ред. Слобожниковой В.С., Суслова И.В.. Саратов 2019 392с.
20. Шахрай С.М. «Цифровая» Конституция. Судьба основных прав и свобод личностей в тотальном информационном обществе.
21. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире / Зорькин В.Д. // Российская газета. 29.05.2018
22. Баранов П.П. Конституционные права и свободы человека в цифровую эпоху / Баранов П.П. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. №2. С.63-39
23. Саурин А.А. Цифровизация как фактор трансформации права // Конституционное и муниципальное право. 2019. №8. С.26-31
24. Зорькин В.Д. «Право в цифровом мире» // Российская газета. 30.05.2018
25. Гусаров А. Суд Сингапура впервые приговорил к казни через интернет / Гусаров А. // Российская газета 20.05.2020
Стоит отметить, что данный комплект конкретизирующих прав у абсолютно разных авторов может сильно отличаться, что весьма неудивительно. Если учитывать то, что цифровые права, как права конкретизирующие главные права и свободы в цифровом и виртуальном пространстве, то следует понимать, что огромная часть конституционных прав человека и граждан будет иметь свою цифровую интерпретацию. Для примера возьмем ст.30 из Конституции РФ «Право на объединение», оно будет конкретизироваться на уровне объединения в социальные сети, их тематические группы и т. д. Также посредством электронной записи на официальном портале мед. Услуг конкретизировалось право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое указано в ч.1 ст 41 в Конституции Российской Федерации . Этот перечень можно продолжить и дальше, но стоить также отметить, что не все из перечисленных прав получили достаточное развитие и закреплены на уровне отраслевого законодательства. Отсюда делается вывод, что сформировать весь исчерпывающий перечень цифровых прав на сегодняшний день очень сложная и трудная задача. Стоит обратить своё внимание не только на те цифровые права, которые появились благодаря цифровой революции, но и на права, значение которых достаточно стало актуальным из-за появления как второстепенных способов их обеспечения, так и новых возможностей их нарушения.