Формирование навыков речевой коммуникации учащихся СОШ на основе развития навыков монологической речи
Введение
В современной методике обучения иностранным языкам на первый план выходит коммуникативный метод. На протяжении нескольких десятилетий этот подход к обучению завоевал лидирующие позиции в западноевропейской и американской методологии. Возник коммуникативный метод в Британии в 60-70-х, т.к. задолго до этого английский язык приобрел статус языка международного общения. Выяснилось, что распространенные в то время традиционные методики (аудио-лингвальный метод, грамматико-переводный метод,аудио-визуальный метод) перестали удовлетворять нужды большинства изучающих английский язык как иностранный. Собственно, причиной были не столько старые методы, сколько новый контингент учащихся - "прагматики" с сугубо функциональным взглядом на язык как на инструмент коммуникации. И требовалось им не глубинное, системное овладение изучаемым языком, на которое были направлены традиционные академические программы, а возможность немедленного практического применения своих знаний.
Вышеизложенные соображения определяют актуальность настоящей работы. Представитель коммуникативного метода обучения. Е. И. Пассов считал, что коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения. [18, с.36]. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности.
Содержание
Введение 4-6
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика говорения как вида речевой деятельности. 7
1.1. Психологические особенности говорения. 7-12
1.2. Цели обучения говорению в СОШ. 13-15
1.3. Формы говорения и их характеристика. 16
1.3.1. Монологическая речь 16-22
1.3.2.Диалогическая речь 22-28
Выводы 28-30
Глава II. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на безе навыков монологической речи. 31
2.1 . Типы монологов. 31-35
2.2 . Роль и место навыков монологического высказывания в процессе формирования коммуникативной компетенции. 35-38
2.3.Этапы работы над развитием навыков монологического высказывания. 38-40
2.4. Роль и место упражнений в процессе обучения иностранным языкам. 41-42
2.4.1. Подготовительные упражнения для развития навыков онологической речи. 42-45
2.4.2. Коммуникативные упражнения для формирования коммуникативной компетенции. 45-51
Выводы 51-53
Заключение 54-56
Библиография 57-58
Библиография
1. Азимов З. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. – Москва : Просвещение, 1988. - 50 с.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации (Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО И. Л. Бим). – Москва : Тезаурус, 2013. - 331 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – Москва : Русский язык, 1977. - 288 с.
5. Бухбиндер В. А, Белоцерковская Н.Л, Бессонова И. В. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. Бухбиндера В. А. – Киев : Вища школа, 1980. - 247 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Москва : Арктика, 2003. - 192 с.
8. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – Москва : Издательство «Наука», 1982. - 160 c.
9. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – Москва : Просвещение, 1989. - 222 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – Москва : Просвещение, 1991. - 219 с.
11. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку – Москва : Академия, 2004. - 258 с.
12. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – Москва : Смысл, 1997. - 287 с.
13. Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. В кн.: Глядя в будущее. – Москва : РЕМА, МГЛУ, 1992. - 93 с.
14. Максимов В. И. Русский язык и культура речи: Учебник. – Москва : Гардарики, 2001. - 413 с.
15. . - 452 с.
Коммуникативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. Такие упражнения должны быть ведущими на занятиях, и на их выполнение рекомендуется отводить основную часть учебного времени.
По классификации В. Л. Скалкина, такие упражнения включают следующие группы упражнений: вопросно-ответные, ситуативные, репродуктивные (пересказ текста или видеоряда), дискутивные, композиционные (устное выступление по предложенной теме, импровизация, драматизация), игровые [21, с.103].
Коммуникативными упражнениями можно считать упражнения с реальным жизненным обоснованием, которые побуждают учащихся приближать их языковое поведение к ситуациям реальной жизни. Диапазон упражнений, которые могут применяться в рамках коммуникативного подхода, практически не ограничен. Диалоги, ролевые игры, моделирование ситуаций дают возможность учащимся самостоятельно оперировать изучаемым языком. Поскольку данные виды деятельности отражают реальную действительность, они затрагивают чувства учащихся, используют их воображение и качества личности. К коммуникативным упражнениям можно отнести загадки и головоломки, решение кроссвордов, составленных одноклассниками, обмен письмами, написание рассказа, викторины, психологические тесты, выполнение рисунков по инструкциям партнѐров, нахождение различий на рисунках и другие.